Великая среда 24 апреля 2019 года: обычаи, традиции и молитвы

Великая Среда Страстной Седмицы — 24 апреля 2019 года

Великая среда Страстной седмицы внесла коррективы в жизни православных христиан всех поколений. Великая жертвенность и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь сам.

Великая среда — время раздумий над великой жертвенностью и предательством, на примере миропомазания Иисуса женщиной и поступков Иуды Искариота.

Подвиг поклонения и миропомазания Иисуса

В ночь со вторника на среду, когда еще не завяли цветы и пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Иисусу при въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье, события среди окружения Христа стали меняться коренным образом.

С этого дня Спаситель больше не проповедовал в Иерусалимском храме, Он проводил время со Своими учениками, оставляя им откровения и учения.

Иисус с учениками

Фарисеи активизировали свою грязную работу, выискивая возможность уничтожить Миссию, и в этом им помог Иуда Искариот.

Пророчески почувствовав будущую смерть Спасителя, некая женщина, Библия называет ее Марией, пришла в дом, где собрались ученики со своим Учителем Иисусом. У одних апостолов это грешница, другие называют ее просто Мария, некоторые историки склоняются к мысли, что это была Мария Магдалина.

Для нас, современных православных верующих, это совершенно не имеет значения, главное, последовательница учения Христа признала в Нем Бога и пришла воздать Ему благодарность за прощение грехов и будущее спасение.

Она принесла миро, драгоценное масло, цена которого была 300 динариев. В одной из притч, описанной в 20 главе апостола Матвея, за день работы в винограднике люди получали по 1 динарию, значит, цена алавастового сосуда равнялась почти годовой плате простого работника.

Женщина разбила сосуд, а миро вылила на голову Учителя, слезами омыла Его ноги и вытерла их своими волосами.

Мария омывает ноги Иисусу

Ученики возмутились бесполезной, по их понятиям, тратой денег, и прикасанием к Учителю грешной женщины. Иисус понял их мысли, выслушал возмущенные высказывания, дал ответ, о том, что они не догадались воды Ему подать, а эта женщина, осознавая свою греховность, принесла все, что имела, только для того, чтобы получить благословение и очиститься.

Великая вера и жертвенность Марии стала подвигом поклонения и искупления грехов. Удивляют слова Библии, что женщина пришла в дом, где собрались ученики и Христос, с дерзновением.

Еще о женщинах в православии:

  • Святые равноапостольные женщины
  • Икона святых жен-мироносиц
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги

Историки утверждают, что Симон был очищен от проказы, и дерзновение Марии заключалось в вере, в исцелении, дарованном Иисусом.

Прежде женщины демонстрировали веру, приходя всенародно к Спасителю с нуждами, прошениями. Примером тому может служить женщина, страдающая кровотечением, самарянка, встреченная у колодца, хананеянка, просящая за дочь, в которую вселились бесы.

Женщина, принесшая миро, признавала себя великой грешницей, пришла в дом, не имея никакой особой нужды, она пришла благодарить и воздать хвалу. Марии не нужны были аплодисменты толпы, но ее подвиг самоотверженности и любви стал показателем.

В Евангелии от Матвея главе 9:15 читаем, что Иисус говорил, что ждет от людей милости, а не жертвы, что было исполнено Марией, как пример будущим поколениям христиан. Как часто мы, современные христиане, осуждаем людей за благословение храмов, ведь в мире столько нуждающихся, но делающие это творят хвалу Спасителю.

Важно! Бог, видя покаянное сердце, готовое заплатить все за свое спасение, и это не только деньги, а время, изменение жизни, характера, сознания, обязательно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

В Великую среду Страстной седмицы во время утренней и вечерней Литургии по этому поводу читаются стихиры преподобной Кассии.

Тропарь

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Поцелуй Иуды

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Особенности богословия в Страстную среду

В Страстную среду на храмовых служениях проводятся параллели между грешницей, угодившей Богу, и учеником, предавшим Иисуса. Каждый христианин читает молитвенный порядок перед походом в храм для исповеди.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя.

Перевод с церковно-славянского языка на русский язык

[Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благий, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: «Спаситель, избавь меня от скверных моих дел».]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи; виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости, и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя.

[Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина-грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных дел, но не отвергнутую Твоею благостию, и дай мне, Господи, отпущение грехов и спаси меня.]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Приступи жена злосмрадная и оскверненная, слезы проливающи, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе, Владыке: Сам бо пришел еси спасти блудницу; из глубины умершую мя воскреси, Иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна; приими мя окаянную, Господи, и спаси мя.

[Злосмрадная и оскверненная женщина приступила, проливая слезы на ноги Твои, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как взгляну на Тебя, Владыка, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови из глубины и меня, умершую, Ты, воздвигнувший из гроба четверодневного Лазаря. Приими меня, несчастную, Господи, и спаси меня».]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

[Господи, одна женщина, впавшая во множество грехов, чувствуя Твое Божество, принявши на себя обязанность мироносицы, прежде Твоего погребения, рыдая, приносит Тебе миро и говорит: «Горе мне, потому что страсть невоздержания для меня ночь; любовь ко греху — мрак беспросветный. Приими источники моих слез Ты, управляющий в облаках морской волной. Склонись к моим сердечным стонам Ты, приклонивший небеса ради Твоего снисхождения. Я облобызаю и опять оботру волосами своей головы Твои пречистые ноги, шум от которых, услышав своими ушами, Ева в раю после полудня от страха скрылась. Спасающий души Спаситель мой, у меня множество грехов, но кто исследует бездну Твоего правосудия? Не презри меня, рабу Твою, Ты, имеющий безмерную милость».

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Душами чистыми, и нескверными устнами, приидите возвеличим нескверную, и пречистую Матерь Еммануилеву, Еюже из Нея к Рожденному приносяще молитву, пощади души наша, Христе Боже, и спаси нас.

[Душами чистыми и нескверными устами приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Еммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас».

На утренней начинается Таинство исповеди и миропомазания. Каждый, кто искренне покаялся и готов предстать перед Богом лицом к лицу, допускается к миропомазанию, получению печати Божьей благодати.

Вечерняя проповедь акцентируется на теме омытия ног миром и предательстве. Читаются стихиры.

Глас 1

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

Литургия заканчивается выходом священников за солею, все присутствующие совершают поклоны, произнося молитву Сирина.

Внимание! До Троицы в храмах не совершаются земные поклоны, только перед полотном, в которое был завернут Христос при погребении — Плащаницею.

Страстная среда — день общей исповеди.

Общая исповедь в Страстную среду

Разрешенные дела в среду, на что наложен запрет

В Страстную среду, перед Великим четвергом, христиане обливаются святой водой, давая ей высохнуть без вытирания. Этот обряд символизирует очищение тела, и готовность исповедоваться.

О других днях Страстной седмицы:

  • Великий Четверг
  • Великий Вторник
  • Великий Понедельник

В этот день обязательное посещение храма с самого утра, ибо утренняя Литургия на этой неделе больше не проводится. На вечерней службе совершается таинство общей исповеди.

Строгий пост характеризуется сухоядением. В доме идет к завершению генеральная уборка.

Запрещается:

  • рубить дрова;
  • брать иголку и спицы в руки;
  • пренебрегать молитвенным правилом этого дня.

Важно помнить, что домашние и хозяйственные дела откладываются в этот день не из суеверия, что за работу последует кара Небесная, а для того, чтобы освободить свое время для духовного, для подготовки к празднованию Пасхи.

Заканчивается Чистая среда Страстной недели рассуждением о милости, предательстве с чистосердечным раскаянием о делах, которыми мы предаем Страсти Господни.

Помним, что каждый делает свой выбор самостоятельно, что выбираете вы — милость или непрощение?

Великая среда 24 апреля 2019 года: обычаи, традиции и молитвы

  • Великая среда: история и значение
  • Главная молитва в Великую среду

Страстная среда — время особых молитв и раздумий. В это время верующие вспомнят о великой жертвенности и подлой измене, о любви и ненависти, о добре и зле и о том, как каждый выбирает свой путь.

Подготовка к Светлому Христову Воскресению идет полным ходом, и верующие духовно настраиваются на праздник: читают особые молитвословия, посещают церковь, готовятся к следующим дням, ведь каждый день Страстной недели по-особенному важен, и многое нужно учесть.

Великая среда в этом году наступит 24 апреля. Для каждого православного верующего, который всем сердцем любит Господа, это знаменательный день. В это время священнослужители призывают вспомнить о проповедях Христа, а еще о людях, которые были рядом с ним в конце его земного пути.

Читайте также: Чистый четверг 25 апреля

Великая среда: история и значение ^

На церковной службе в Страстную среду прославляется женщина-грешница и порицается измена Иуды. Эти два евангельских события и становятся центром внимания в этот день.

События Великой среды

Не прошло и недели после въезда Христа в Иерусалим, как события его жизни стали меняться радикальным образом. Со среды Мессия больше не проповедовал в храме, Он стал больше времени проводить со своими учениками, подготавливая их к важной миссии. Фарисеи выискивали способы уничтожить Христа, и в этом им помог сребролюбивый Иуда.

Будущую смерть Иисуса почувствовала некая женщина, в Библии называемая Марией. Одни апостолы называют ее грешницей, другие — просто Марией, некоторые источники склоняются к версии, что это была Мария Магдалина. Последовательница Христа признала в Нем истинного Бога и пришла просить о будущем спасении.

Она принесла миро — драгоценное масло — и, разбив целый сосуд, вылила миро на голову Спасителя, омыв слезами его ноги, после чего вытерла их своими волосами. Апостолы возмутились тем, что она посмела прикасаться к Учителю. Иисус же спокойно сказал, что эта женщина осознала свои грехи и принесла все, что у нее было, чтобы получить благословение и очиститься.

 

Гороскоп на сегодня и на завтра для всех знаков Зодиака: прогноз, что ждет в любви, карьере, финансах, здоровье

  • Овен
  • Телец
  • Близнецы
  • Рак
  • Лев
  • Дева
  • Весы
  • Скорпион
  • Стрелец
  • Козерог
  • Водолей
  • Рыбы
Ваш гороскоп на сегодня

     

 

Гороскоп на неделю с 17 по 23 июня 2019
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева
Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы

 

Именно этот эпизод повествует нам о жертвенности, подвиге поклонения и очищения. Но в этот же день совершилось предательство. Проведя с Христом 3 года, видя его жизнь и чудеса, Иуда предал Господа.

Что можно и нельзя делать

В Великую среду на храмовых богослужениях проводится параллель между грешницей, угодившей Господу, и близким другом, предавшим Его. Для празднования этого дня есть молитвенный порядок, который читает каждый православный перед походом в церковь для исповеди.

В среду верующие люди вспоминают 2 истории — о бесконечной любви и о неверности, — что подталкивает на размышления о своей судьбе и о проблемах выбора жизненного пути. Если имеются греховные мысли, священнослужители призывают молиться еще больше, искать внутри грех и искоренять его.

В этот торжественный день особенно почитаются цветы, которыми можно украсить свой дом. Все живое 24 апреля будет устремлено к красоте. И красота должна быть не только внешняя, но и внутренняя, выражающаяся в мыслях, действиях и богоугодных делах.

  • Важно позаботиться о своих вещах, жилище, приготовиться к Великому четвергу.
  • С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.
  • Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.
  • В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

 

 

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

В среду Страстной недели Господь увидит истинно верующих людей, готовых отдать все ради своего спасения, и это совсем не деньги, а время, изменение жизни, поведения, — и пошлет им свое благословение. Бог примет и падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

Приметы Страстной среды:

  • Злость, бесчестность, дурные помыслы в такой день обернутся против грешника, лишив его поддержки Свыше.
  • Заготовленные в среду пасхальные яйца пролежат дольше и не потеряют своей свежести.
  • Если на улице все еще лежит снег, его можно собрать, растопить и полить этой водой все домашние цветы, чтобы сохранить их красоту и здоровье.
  • Веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья, станут оберегом для всей семьи. Их желательно поставить рядом с иконостасом.
  • В среду непременно нужно что-то протереть, соскоблить, почистить — это принесет мир и гармонию в дом.
  • Если умыться ледяной проточной водой, то уйдут все невзгоды. Разумеется, необходимо сопроводить этот ритуал специальными молитвами.

Главная молитва в Великую среду ^

  • «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

В Великую среду особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. Произнесенная от чистого сердца, она поможет вам найти в душе мир и любовь.

Молитва, изменяющая жизнь

  • «Господи, поможи мне исправиться, поможи найти суть своя, поможи мне найти путь свой истинный и избави меня от лукаваго! Крест земной и небесный мне укажи, укажи своей дланью, чтобы мог я понять, что есть грех и мог бы отвратить сей грех от меня. В покаянии к Тебе прибегаю, покаянием жизнь моя полнится. Ангел-Хранитель с небес ко мне сходит и несет мне волю Твою. Святый Боже, Святый Бессмертный, к Тебе взываю я, истинный раб Твой. Да будет воля Твоя и указы мне, и последую за Христом, Сыном Твоим, и восславлю в молитвах Имя Твое. Аминь.»

 

   

Как пластика изменила звезд: смотри фото удачных и неудачных пластических операций знаменитостей

   

Сейчас смотрят — Звезды с надутыми губами: фото удачной и неудачной пластики

 

Гороскопы на 2019 год (по знаку Зодиака и году рождения)

  Выберите свой знак и год рождения и узнайте, что Вас ждет в 2019 году Желтой Земляной Свиньи (Кабана):    

Гороскоп на год Свиньи

Восточный гороскоп-2019

Священный месяц поста в исламе Рамадан: как его правильно провести
Родительский день 7 мая 2019 года: Радоница, Пасха умерших
Поминальная Радоницкая неделя с 5 по 11 мая 2019
Красная горка, Антипасха и Фомино воскресенье: как праздновать, приметы, традиции и молитвы

Оцените статью, нам очень важно Ваше мнение:

Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

Святитель Иоанн Златоуст

Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

«Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу».

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16

Толкование на святого евангелиста Матфея


В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

ВЕЛИКАЯ СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

Святитель Иоанн Златоуст

Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

«Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу».

Тропарь

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16

Толкование на святого евангелиста Матфея

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Великая Среда

 

Умоляю вас всеми силами
истреблять болезнь сребролюбия.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена-грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-грешница и порицается, проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы “Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже”, которою она в продолжение Великого поста ежедневно на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего”. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келлиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы сырной начинается и в Среду Страстную оканчивается.
ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи! Яко нощь мне есть пазжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Прими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в Раи Ева, по полу дни шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.
“Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар – мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами, – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно милостивый, не презри меня, Твою рабу”.

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

В то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно затем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому Лицу, Которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы,
и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру; как на горе разсуждал с ними о милостыне, – и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжении и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики; Иисус же, видя мысли женщины, попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохраняются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена-блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу, лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе невыразимую силу); тогда как жены, и жены-блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услышьте все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услышьте и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну оттого, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел где главы приклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешься избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, поистине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Оттого, что был беспечен. От беспечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные… Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Из книги
«Чтение на каждый день Великого поста»
Автор-составитель
Дмитрий Дементьев

Назад

|
Далее

Ссылка на основную публикацию