Понедельник Светлой седмицы канон пасхальный

Понедельник Светлой седмицы канон пасхальный

Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом «Слава Святей, и Единосущней». Поется тропарь «Христос воскресе» с обычными стихами. Ектения великая. Канон «Воскресения день». Ирмосы — дважды, тропари Пасхи на 10, с припевом «Христос воскресе».

С понедельника в конце каждой песни присоединяются еще особые Богородичны. В Триоди цветной они помещаются в последовании Недели жен мироносиц, а в изданном особой книжицей «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» они печатаются в каноне на ряду в 1-й день Пасхи. По установившемуся повсеместно обычаю, к тропарям Богородичного канона в дни Пасхальной седмицы вместо «Слава, и ныне» поется «Пресвятая Богородице, спаси нас». Так это указано и в издании Цветной Триоди, 1914 года, где говорится, что вместо «Слава, и ныне» глаголем «Пресвятая Богородице, спаси нас». О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, ибо с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный и они произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни — ирмос, единожды и «Христос воскресе» (трижды)
.

О каждении также в Уставе ничего не сказано, но оно обычно совершается на 1-й, 4-й и 7-й песнях канона иереем, а на 9-й — диаконом.

По 3-й песни — ипакои΄ «Предварившия утро». По 6-й песни — кондак «Аще и во гроб», икос. «Воскресение Христово видевши» и «Воскрес Иисус» (трижды)
. По 9-й песни — ексапостиларий Пасхи «Плотию уснув…» (трижды)
. На «Хвалите» стихиры воскресные на 4, глас 2-й, и стихиры Пасхи. Отпуст пасхальный с Крестом.

Часы Пасхи.

См. В «Правиле ко Святому Причащению» (изд. Московской Синодальной типографии, 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же по днем седмицы опускаются. Канон же и молитвы по Причащении читаются полностью, предваряемые только троекратным чтением «Христос воскресе» и с опущением псалмов и Трисвятого с тропарями после него».

См. Входные молитвы пред Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш» читается «Христос воскресе» (трижды
), ипакои΄ — «Предварившия утро яже о Марии», кондак «Аще и во гроб», «Во гробе плотски», «Слава» — «Яко Живоносец», «И ныне» — Богородичен «Вышняго освященное». «Пречистому образу Твоему покланя΄емся, Благий», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». Молитва «Господи, ниспосли руку Твою», и прочее.

На Литургии — антифоны Пасхи, и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8-й — «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку́ Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2. Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи.

Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце Литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114).

При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался.

О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой великомученику. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том 1, с. 108-110.

Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне, и меняются стихиры и прокимны.

В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас 7-й — «Бог наш на небеси΄ и на земли΄ вся, ели΄ка восхоте́, сотвори», со стихами.

Email рассылка
Telegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

  • Полунощница, утреня, часы, литургия и вечерня
  • Великая Суббота Страстной седмицы
  • Богослужение страстной седмицы
  • Великий Четверг Страстной седмицы
  • Великая Среда Страстной седмицы

Молитвенное правило на Светлой седмице

Это последование бывает во всю Светлую седмицу вместо повечерия и полунощницы, а также вместо утренних и вечерних молитв.

Часы Святой Пасхи

Как и все пасхальные чинопоследования, Пасхальные часы исполнены радости и благодарения Христу Богу.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Светлая седмица

МОЛИТВЫ ЗА ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ С ИЕРУСАЛИМА
http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm

Понедельник Светлой седмицы

Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом «Слава Святей, и Единосущней». Поется тропарь «Христос воскресе»с обычными стихами. Ектения великая. Канон «Воскресения день». Ирмосы — дважды, тропари Пасхи на 10, с припевом «Христос воскресе». С понедельника в конце каждой песни присоединяются еще особые Богородичны. В Триоди цветной они помещаются в последовании Недели жен мироносиц, а в изданном особой книжицей «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи»они печатаются в каноне на ряду в 1-й день Пасхи. По установившемуся повсеместно обычаю к тропарям Богородичного канона в дни Пасхальной седмицы вместо «Слава, и ныне» поется «Пресвятая Богородице, спаси нас». Так это указано в последнем издании Пентикостариона, 1914 г., где говорится, что вместо «Слава, и ныне» глаголем «Пресвятая Богородице, спаси нас». О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, ибо с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный и они произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни — ирмос единожды и «Христос воскресе»(трижды). О каждении также в Уставе ничего не сказано, но оно обычно совершается на 1-й, 4-й и 7-й песнях канона иереем, а на 9-й — диаконом. По 3-й песни — ипакой «Предварившия утро». По 6-й песни — кондак «Аще и во гроб», икос. «Воскресение Христово» и «Воскрес Иисус» (трижды). По 9-й песни — ексапостиларий Пасхи «Плотию уснув…»{трижды,}. На «Хвалите» стихиры воскресные на 4, глас 2 и стихиры Пасхи. Отпуст пасхальный с Крестом.

Часы Пасхи.

См. В «Правиле ко святому причащению»(изд. Московской Синодальной типографии, 1893 г.) говорится: «Ведомо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и параклисиса Богоматери — чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочий же по днем седмицы опускаются. Канон же и молитвы по причащении читаются полностью, предваряемые только троекратным чтением «Христос воскресе»и с опущением псалмов и Трисвятого с тропарями после него». См. Входные молитвы пред литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш» читается «Христос воскресе» (трижды), ипакой — «Предварившия утро яже о Марии», кондак «Аще и во гроб», «Во гробе плотски», «Слава» — «Яко Живоносец», «И ныне» — Богородичен «Вышняго освященное». «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». Молитва «Господи, ниспосли руку Твою»и прочее. На литургии антифоны Пасхи и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8 — «Во всю землю изыде вещание их, и в концы все ленныя глаголы их». Стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2, Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114). При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался. О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой вмч. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том I, с. 108-110. Во всю Пасхальную седмицу Богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне и изменяются стихиры и прокимны. В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори»со стихами.

Вторник Светлой седмицы

На литургии прокимен, глас 3, песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Стих «Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Апостол: Деян., зач. 4. Евангелие: Лк., зач. 113. Во вторник вечером на вечерне прокимен великий, глас 8 — «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми»со стихами.

Среда Светлой седмицы

На литургии прокимен, глас 6 — «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». Стих «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Апостол: Деян., зач. 5. Евангелие: Ин., зач. 4. В среду вечером на вечерне прокимен великий, глас 7 — «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»со стихами

.

Четверг Светлой седмицы

На литургии прокимен, глас 3 — «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте». Стих «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Апостол: Деян., зач. 6. Евангелие: Ин., зач. 8. В четверг на вечерне прокимен великий, глас 7 — «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое»со стихами.

Пятница Светлой седмицы

К Пасхальной службе присоединяется служба Пресвятой Богородице, Живоносному Источнику. Стихиры и канон Триоди Цветной, там же дан и порядок соединения их с песнопениями воскресными и Пасхи. На каноне оставляются тропари Пасхального канона Богородицы и вместо них тропари Живоносному Источнику. Из канона Пасхи на каждой песни поются ирмосы по дважды, тропари на 6 и канон Богородицы на 6. В заключение — катавасия, ирмос канона Пасхи и тропарь «Христос воскресе»(трижды). По 3-й песни кондак и икос Пасхи и седален Богородице. По 6-й песни кондак и икос Богородице. На 9-й песни к канону Пасхи обычные припевы. На литургии два прокимна, глас 8 — «Во всю землю»и Богородице, глас 3 — «Величит душа Моя». Апостол дню: Деян., зач. 7, и Богородице: Флп., зач. 240. Евангелие: Ин., зач. 7, и Богородице — Лк., зач. 54. Причастен «Тело Христово приимите» и Богородице «Чашу спасения прииму».

Суббота Светлой седмицы

Вечерня и утреня совершаются, как и в Светлый понедельник. В пятницу вечером прокимен великий, глас 8 — «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»со стихами. На литургии прокимен, глас 3 — «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?»Стих «Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?»- Апостол: Деян., зач. 8. Евангелие: Ин., зач. 11. По заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Лик — «Аминь». Артос раздробляется и в Конце литургии при целовании Креста раздается народу. В субботу вечером перед 9-м часом закрываются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа — «С высоты снизшел еси», кондак «Аще и во гроб».

LJ Magazine

Previous Entry | Next Entry

Божественная Литургия. Лекция 3. Священство. Входные молитвы.

Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем разговор о Божественной Литургии, но разговор наш из области отвлеченных рассуждений плавно переходит в практическую плоскость. Являясь Таинством Таинств и центральным моментом христианской жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава.Кто может совершать Литургию? СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть только законно рукоположенный иерей (т. е. священник) или епископ, не запрещенные в священнослужении. Нельзя любому священнику совершать богослужение в любой первой попавшейся церкви без разрешения её настоятеля, то есть главного священника.Теперь вообще о СВЯЩЕНСТВЕ, о священнослужителях. По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ, которые поставляются на Божественной Литургии через рукоположение.ЕПИСКОПЫ – это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Они получают высшую степень благодати. Их называют также АРХИЕРЕЯМИ – то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). ЕПИСКОП может быть совершителем всех Таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и РУКОПОЛАГАТЬ в священнослужители, а также ОСВЯЩАТЬ МИРО И АНТИМИНСЫ. Все епископы между собой равны, нет «старших» епископов или «младших». Но наиболее заслуженных из епископов называют АРХИЕПИСКОПАМИ. Епископов столиц называют МИТРОПОЛИТАМИ от греческого слова митрополия – то есть столица. ПАТРИАРХАМИ называют председателей собраний епископов наиболее древних или заслуженных Церквей: как то Иерусалима, Константинополя (ныне Стамбул), Рима, Александрии, Антиохи. С XVI века титул ПАТРИАРХА получил митрополит Московский и всея Руси. Процесс становления и образования новых патриархий все еще продолжается. Так, самая молодая патриархия в Православной Церкви – Румынская, получившая этот титул в начале ХХ века.ПАТРИАРХ – это точно такой же епископ, как и все остальные. Он – лишь первый среди равных. В Православных Церквях нет такого, как в Католической Церкви, где епископ-предстоятель РИМСКИЙ ПАПА является ЕДИНСТВЕННЫМ «настоящим»» епископом по благодати, а все остальные епископы – лишь в силу делегируемых им от Римского Папы полномочий (то есть без Римского Папы других епископов быть не может – считают наши братья-католики). Повторю, что в Православной Церкви ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ. Но, конечно, на патриархе этом «лице» Церкви, лежит очень большая ответственность. Потому, что решения ПАТРИАРХА – первого среди равных, — сказываются на всех чадах Церкви, а решения простого епископа только на подведомственной ему территории.Если епископу присылается помощник для управления епархией, этого помощника называют ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ. «Викарий» – с греческой языка значит «наместник».Епископы всегда монахи – женатых епископов сейчас не бывает.Внешне епископа от священника можно отличить по тому, что епископы носят на груди не крест – как иереи, а ПАНАГИЮ. Иногда на груди епископа и крест и панагия вместе. ПАНАГИЯ, что значит «Всесвятая» — небольшой круглый образ Матери Божией или (реже) Спасителя. [показать].Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство» или «Владыко», а если видите белый клớбук на голове – то значит перед вами митрополит и обращаться к нему следует (как в «Трех мушкетерах») «Ваше Высокопреосвященство» или также – «Владыко».Второй священный чин после епископов составляют СВЯЩЕННИКИ, или по-гречески ИЕРЕИ.В Православной традиции священники являются как бы помощниками епископов, их «заместителями» на данном приходе. Епископ не может же физически быть в каждом храме своей области, и поэтому для совершения богослужений и Таинств общинам посылается РУКОПОЛОЖЕННЫЙ епископом СВЯЩЕННИК (ИЕРЕЙ) и специальный прямоугольный плат – АНТИМИНС, на котором священник может совершать Божественную Литургию. Антиминс – это своеобразный «паспорт» храма.СВЯЩЕННИКИ могут совершать по благословению епископа все церковные службы, кроме таинства рукоположения в священство, освящения мира и антиминсов.Заслуженным священникам дается звание ПРОТОИЕРЕЯ, то есть первенствующего священника. Знаком того, что перед вами протоиерей является золоченый наградной крест на груди. Обращение к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».Очень редко встречаются ПРОТОПРЕСВИТЕРЫ – это самое большое наградное звание для женатого священника. Отличительной их чертой является ношение двух наперсных крестов.Если священник, в то же самое время, является МОНАХОМ, то его называют ИЕРОМОНАХОМ. Слово «иеромонах» происходит от слияния двух греческих слов: «иеро» — священник, «монах» — можно не переводить. Если иеромонах в то же самое время является настоятелем монастыря или заслуженным священником, ему дается звание ИГУМЕНА или более высокое – АРХИМАНДРИТА. Игумен носит на груди золоченый крест, архимандрит крест с украшениями. Из наиболее достойных архимандритов избирают епископов. Обращение к игумену и архимандриту, такое как к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».Если Вы затрудняетесь определить кто перед Вами «на глаз», можно обращаться нейтрально «ОТЧЕ». Обращения типа «СВЯТОЙ ОТЕЦ» в Православной Церкви не принято. ИТАК, ПОВТОРИМ: Если на груди панагия – то есть, иконка Божией Матери или Спасителя, — перед нами ЕПИСКОП и обращаться к нему следует «Ваше Преосвященство» или «Владыко».Если на груди серебряный крест – перед нами либо простой «белый» СВЯЩЕННИК или ИЕРОМОНАХ – то есть, священник из монахов. Обращение к нему либо нейтральное «Отче», либо более «продвинутое» — «Ваше Преподобие».Если крест на груди священника золотой – перед нами ПРОТОИЕРЕЙ или ИГУМЕН: обращение – опять же либо «Отче», либо «Ваше высокопреподобие».Третий, самый низший священнический чин – это ДИАКОНЫ. Слово это греческое и в переводе означает «Служитель».ДИАКОНЫ сами по себе без священника или епископа НЕ МОГУТ СОВЕРШАТЬ НИКАКИХ ТАИНСТВ – они не могут литургисать, исповедовать, соборовать и венчать. Особняком от этого всего стоит лишь Таинство Крещения – его может совершать не только священник, но и вообще любой православный христианин.ДИАКОН лишь помогает священнику в совершении Таинств, а поэтому участие его в богослужении необязательно.Заслуженным диаконам дается звание ПРОТОДИАКОН. Диакона-монаха называют ИЕРОДИАКОНОМ, а старшего иеродиакона при епископе АРХИДИАКОНОМ.Диаконы не носят на груди никаких обозначений своего сана.Кстати, раньше священники тоже не носили наперстного креста. Наперстный крест священство стало носить с 18 века после того, как царь Петр I подошел за благословением к дьякону и оказался в неловкой ситуации. С тех пор, чтобы отличаться от диаконов, священникам было повелено носить на груди крест.Обращение к диакону – либо знакомое нам нейтральное и дружелюбное «Отче» либо «Отец диакон». Благословение у диаконов не берется.Ещё раз повторю, что как бы мудрёно не различались титулования священников, епископы – это наследники Апостолов, священники – их помощников, пресвитеров. А диаконы, соответственно – помогали пресвитерам. Например в обязанности диаконов входили хозяйственные нужды первохристианской общины, посещение больных и раздача милостыни. Все три степени священства упоминаются в Священном Писании Нового Завета. Все три степени священства сохранены Православной Церковью до сего дня.Кроме священнослужителей, которых поставляют на служение через рукоположение, мы на каждой службе видим еще церковнослужителей, то есть мирян, которых благословили помогать священнику в алтаре. Одеты они, конечно, красиво – но священного сана не имеют.Итак, разобравшись со священством, вернемся к Божественной Литургии.Как уже было сказано, СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть ИЕРЕЙ или ЕПИСКОП. ДИАКОНЫ только помогают в совершении богослужения. Совершение Литургии в чужой церкви без разрешения её настоятеля запрещается.СВЯЩЕННИК обязан должным образом подготовиться к совершению Литургии. Он должен сам совершить или выслушать или прочитать келейно ВЕЧЕРНЮ, УТРЕНЮ, ПОВЕЧЕРИЕ, ПОЛУНОЩНИЦУ И ЧАСЫ. Кроме того, священник обязан прочитать так называемое «Молитвенное правило ко Святому Причащению»: Канон с Акафистом Иисусу Сладчайшему, Канон Ангелу Хранителю, Канон ко Причащению Святых Таин и 12 молитв ко Причащению.Вот какая большая подготовительная работа должна быть проделана священником!Кроме того, священник также, как и мы с вами – должен воздерживаться перед совершением Божественной Литургии от брачного ложа, чрезмерного объедения и пития вина, и ничего не есть и не пить, начиная с 12 часов ночи. Правила, как видите, для всех одни. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ обычно утреннее или в особые случаи – как на Рождество Христово, Пасху или Богоявление после 12 часов ночи. Но в любом случае Литургия может совершаться одним и тем же священником лишь 1 раз в день. С этим связано то, что о. настоятель, когда совершает ночное Рождественское богослужение, ждет 12 часов ночи и только тогда начинает литургисать, он начинает служить уже в другой день. Литургия НЕ СЛУЖИТСЯ СОВЕРШЕННО в среду и пятницу Сырной (масляной) седмицы, в понедельник, вторник и четверток 1-й недели Великого Поста и в Великую Пятницу Страстной Недели – в этот день мы вспоминаем Крестную Муку Спасителя Мира.Православная Церковь на сегодняшний день использует три основных чина Божественной Литургии:Обычно служится Литургия Св. Иоанна Златоуста.Но 10 раз в год служится Литургия Василия Великого – в воскресные дни Великого Поста, день памяти свт. Василия.ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ совершается в среду и пятницу Великого Поста, в четверг пятой его седмицы и первые три дня страстной седмицы. Но, по существу, эта Литургия является чином вечерни с причащением, ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЖЕРТВА на ней не совершается, Святые Дары уже прежде освящены – отсюда название «Преждеосвященная».Самый редкий чин Божественной Литургии в Православной Церкви – ЛИТУРГИЯ СВ. АП. ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. Но мы с вами рискуем её никогда не увидеть, так как она совершается лишь в Антиохии и в С-Петербурге Духовной Академией 1 раз в году на память апостола Иакова.То, что несколько раз в году мы служим Божественную Литургию, соединенную с вечерней, говорит о том, что Литургия в древности могла служиться как католическая месса – в том числе во 2-ой половине дня. Но, теперь такая практика в православных Церквях не используется.МЕСТОМ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ служит храм, освященный архиереем и не оскверненный ни убийством, ни самоубийством, ни вообще – пролитием крови или вторжением язычников. Литургия может совершаться лишь на Престоле, правильно освященном, со вложенными в него святыми мощами, или на переносном престоле, но с Антиминсом. Слово «АНТИМИНС» переводится как «Вместопрестолие». Это прямоугольный плат с изображением Голгофского страдания Спасителя и вложенными в него мощами. Традиция служить на антиминсе идет с традиции совершать Литургию на гробницах мучеников. Когда было невозможно её так совершить – использовался переносной плат со вложенными в него мощами. Так Литургию во время гонений можно было служить в частных домах (или в ХХ веке – в квартирах). БЕЗ АНТИМИНСА священник совершать Божественную Литургию не может. Если антиминс крадут, то служба в храме прекращается, а священника могут лишить сана.ВЕЩЕСТВОМ ДЛЯ ЛИТУРГИИ являются хлеб и вино, то есть плоды, установленные, употребленные и благословленные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. ХЛЕБ должен быть чистый пшеничный. В русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7-ми) просфор из кислого теста. Сверху у них должна быть печать: ИС ХС – ника. На Востоке употребляется одна большая просфора с пятью печатями, расположенными крестообразно. ВИНО должно быть виноградным без примесей. Православная Церковь использует обычно красное вино; латиняне же – белое. Румынская Православная Церковь тоже допускает использование белого вина. В России используется Кагор – но эта традиция связана только с тем, что кагор можно долго хранить и транспортировать на большие расстояния, тогда как обычное сухое вино рискует перебродить в уксус. Кроме того, кагор как бы «вино концентрированное» — его можно значительно разбавлять. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению на Божественную Литургию уходит совсем немного и одной бутылки вина при малом количестве прихожан может хватить на несколько служб.БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ можно условно «разделить» НА ТРИ ЧАСТИ.1.ПРОСКОМИДИЯ – от греческого слова – значит «Принесение». Связано название с тем, что древние христиане действительно «приносили» все нужное для совершения Литургии. До сих пор в Греции можно просфоры приобрести в булочных и принести их в храм.2.ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ. Название происходит от готовящихся к Таинству Св. Крещения – оглашенных. Их «оглашают» — то есть рассказывают им о жизни христианской и смысле Благовестия Христова.3.ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. «Верными» называли уже крещеных христиан, которые могли приступать ко Святым Тайнам. Оглашенные в древности на Литургии верных – то есть после чтения Евангелия – оставаться не могли и выходили после призыва диакона «оглашенные изыдите».Перед началом Проскомидии читаются ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ, с них-то мы с Вами сегодня и начнем.«Входные молитвы» — это та часть священнодействия Божественной Литургии, которую обычно мы не видим. А ведь священник этим как бы показывает нам, как мы должны себя вести, входя в храм. Это как бы некая модель поведения для нас.Сначала стоит сказать, что священник должен читать «входные молитвы» перед входом в Алтарь. Но на практике всё получается по-другому. И связано это с тем, что подрясник (который сейчас на мне одет) перестал быть повседневной одеждой. То есть священство в подавляющей своей массе перестало дома и на улице носить подрясники. Хорошо это или плохо – не мне судить, но факт остается. Католики уже 50 лет назад заменили ношение ряс для духовенства специальными рубашками со стоячими воротничками. У нас остается пока проблема различия гражданской и духовной одежды. В результате возникает некий богослужебный казус, когда священник должен войти в алтарь, одеть подрясник, и, только затем, снова выйдя, начать читать положенные молитвы на вход в Святую Святых Православного Храма.Молитвы эти начинаются обычно – «Благословен Бог наш -, Царю Небесный -, Трисвятое – по Отче Наш» и покаянных тропарей, известных всем нам по вечернему молитвенному правилу:«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»«Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом» и«Милосердия двери отверзи нам…»По идее, также все мы, миряне, можем входить в храм: с молитвой и благоговением.Затем священник, подходя к иконе Спасителя, читает:«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, прося′ще прощение прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо (то есть, добровольно) благоволил еси плотию взыти на Крест. Да избавиши, яже создал еси (то есть, нас с вами) от работы (рабства) вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».Только прочитав эту молитву, священник целует икону Спасителя.Точно также священник подходит и к иконе Божией Матери, читая:«Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно (то есть, всегда) силу Твою; на Тя бо уповающее (то есть, ибо на Тебя уповаем). «Радуйся – вопием Ти, — якоже не´когда Гавриил, безплотных (сил) Архистратиг».После этого целуется икона Божией Матери.Как же происходит у нас? Слава Богу, если перекрестимся и «чмокнем» икону на аналое. А то и просто – сразу бежим покупать свечи. Это неправильно. Каждое наше действие в храме должно быть вдумчиво. Сначала про себя молимся – хотя бы «Господи, помилуй» — произносим, и только затем крестимся и прикладываемся к иконе.Далее священник встает перед Царскими Вратами и «подклонив голову» молится:«Господи! Низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою: да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу (то есть, Божественную Литургию).Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».После чего, священник – если не один – кланяется собрату со словами «Прости меня, брате и сослужебниче», поклоняется клиросу и народу.А как часто мы входим в храм с тяжелым сердцем от семейной ссоры, и так и остаемся с этим чувством на все время службы. Даже простое «прости» нам недоступно. А ведь такой «вход» в храм может быть «в осуждение»!И только после всех этих продуманных благоговейных действий, священник входит в алтарь при чтении Пс.5:8-13:«Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Твоему».И со словами:«Боже, очисти мя грешного и помилуй мя»Трижды преклоняют колена перед святым Престолом.Еще раз повторю, что вход священника в Храм – пример для всех нас. И пусть мы не можем повторить все го действия – но отбросить суетность, помолиться, перекреститься и внутренне настроиться на Богослужение мы всегда можем.Ибо, входя в храм, мы встаем перед лицом Вечности. А Вечность не терпит суеты.Поэтому, давайте вместе с псалмопевцем Давидом и входящим в алтарь священником, внутренне повторим слова Пс.5: «Господи, Вниду в дом Твой,Поклонюся святому Храму Твоему во страхе Твоем.Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих исправи и выровни пред Тобою путь мой.Ибо нет во устех их истины, сердце их суетно, как разверзстый гроб – гортань их, они льстят языком своим!Суди их, Боже, да отпадут они от мыслей своих; по множеству нечестия их – отвергни их,Ибо преогорчи′ша они Тебя, Господи!И да возрадуются все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и Ты будешь покровительствовать им;И похвалятся Тобою все любящие имя Твое.Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; и благоволением, как оружием прикрываешь его».Аминь.

Profile

o_alexandr75
Александр Зотов

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • olex_d

    : литургия в среду/пятницу на масляной не служится[+1]
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner
Ссылка на основную публикацию