Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона

LJ Magazine

Previous Entry | Next Entry

Божественная Литургия. Лекция 3. Священство. Входные молитвы.

Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем разговор о Божественной Литургии, но разговор наш из области отвлеченных рассуждений плавно переходит в практическую плоскость. Являясь Таинством Таинств и центральным моментом христианской жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава.Кто может совершать Литургию? СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть только законно рукоположенный иерей (т. е. священник) или епископ, не запрещенные в священнослужении. Нельзя любому священнику совершать богослужение в любой первой попавшейся церкви без разрешения её настоятеля, то есть главного священника.Теперь вообще о СВЯЩЕНСТВЕ, о священнослужителях. По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ, которые поставляются на Божественной Литургии через рукоположение.ЕПИСКОПЫ – это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Они получают высшую степень благодати. Их называют также АРХИЕРЕЯМИ – то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). ЕПИСКОП может быть совершителем всех Таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и РУКОПОЛАГАТЬ в священнослужители, а также ОСВЯЩАТЬ МИРО И АНТИМИНСЫ. Все епископы между собой равны, нет «старших» епископов или «младших». Но наиболее заслуженных из епископов называют АРХИЕПИСКОПАМИ. Епископов столиц называют МИТРОПОЛИТАМИ от греческого слова митрополия – то есть столица. ПАТРИАРХАМИ называют председателей собраний епископов наиболее древних или заслуженных Церквей: как то Иерусалима, Константинополя (ныне Стамбул), Рима, Александрии, Антиохи. С XVI века титул ПАТРИАРХА получил митрополит Московский и всея Руси. Процесс становления и образования новых патриархий все еще продолжается. Так, самая молодая патриархия в Православной Церкви – Румынская, получившая этот титул в начале ХХ века.ПАТРИАРХ – это точно такой же епископ, как и все остальные. Он – лишь первый среди равных. В Православных Церквях нет такого, как в Католической Церкви, где епископ-предстоятель РИМСКИЙ ПАПА является ЕДИНСТВЕННЫМ «настоящим»» епископом по благодати, а все остальные епископы – лишь в силу делегируемых им от Римского Папы полномочий (то есть без Римского Папы других епископов быть не может – считают наши братья-католики). Повторю, что в Православной Церкви ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ. Но, конечно, на патриархе этом «лице» Церкви, лежит очень большая ответственность. Потому, что решения ПАТРИАРХА – первого среди равных, — сказываются на всех чадах Церкви, а решения простого епископа только на подведомственной ему территории.Если епископу присылается помощник для управления епархией, этого помощника называют ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ. «Викарий» – с греческой языка значит «наместник».Епископы всегда монахи – женатых епископов сейчас не бывает.Внешне епископа от священника можно отличить по тому, что епископы носят на груди не крест – как иереи, а ПАНАГИЮ. Иногда на груди епископа и крест и панагия вместе. ПАНАГИЯ, что значит «Всесвятая» — небольшой круглый образ Матери Божией или (реже) Спасителя. [показать].Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство» или «Владыко», а если видите белый клớбук на голове – то значит перед вами митрополит и обращаться к нему следует (как в «Трех мушкетерах») «Ваше Высокопреосвященство» или также – «Владыко».Второй священный чин после епископов составляют СВЯЩЕННИКИ, или по-гречески ИЕРЕИ.В Православной традиции священники являются как бы помощниками епископов, их «заместителями» на данном приходе. Епископ не может же физически быть в каждом храме своей области, и поэтому для совершения богослужений и Таинств общинам посылается РУКОПОЛОЖЕННЫЙ епископом СВЯЩЕННИК (ИЕРЕЙ) и специальный прямоугольный плат – АНТИМИНС, на котором священник может совершать Божественную Литургию. Антиминс – это своеобразный «паспорт» храма.СВЯЩЕННИКИ могут совершать по благословению епископа все церковные службы, кроме таинства рукоположения в священство, освящения мира и антиминсов.Заслуженным священникам дается звание ПРОТОИЕРЕЯ, то есть первенствующего священника. Знаком того, что перед вами протоиерей является золоченый наградной крест на груди. Обращение к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».Очень редко встречаются ПРОТОПРЕСВИТЕРЫ – это самое большое наградное звание для женатого священника. Отличительной их чертой является ношение двух наперсных крестов.Если священник, в то же самое время, является МОНАХОМ, то его называют ИЕРОМОНАХОМ. Слово «иеромонах» происходит от слияния двух греческих слов: «иеро» — священник, «монах» — можно не переводить. Если иеромонах в то же самое время является настоятелем монастыря или заслуженным священником, ему дается звание ИГУМЕНА или более высокое – АРХИМАНДРИТА. Игумен носит на груди золоченый крест, архимандрит крест с украшениями. Из наиболее достойных архимандритов избирают епископов. Обращение к игумену и архимандриту, такое как к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».Если Вы затрудняетесь определить кто перед Вами «на глаз», можно обращаться нейтрально «ОТЧЕ». Обращения типа «СВЯТОЙ ОТЕЦ» в Православной Церкви не принято. ИТАК, ПОВТОРИМ: Если на груди панагия – то есть, иконка Божией Матери или Спасителя, — перед нами ЕПИСКОП и обращаться к нему следует «Ваше Преосвященство» или «Владыко».Если на груди серебряный крест – перед нами либо простой «белый» СВЯЩЕННИК или ИЕРОМОНАХ – то есть, священник из монахов. Обращение к нему либо нейтральное «Отче», либо более «продвинутое» — «Ваше Преподобие».Если крест на груди священника золотой – перед нами ПРОТОИЕРЕЙ или ИГУМЕН: обращение – опять же либо «Отче», либо «Ваше высокопреподобие».Третий, самый низший священнический чин – это ДИАКОНЫ. Слово это греческое и в переводе означает «Служитель».ДИАКОНЫ сами по себе без священника или епископа НЕ МОГУТ СОВЕРШАТЬ НИКАКИХ ТАИНСТВ – они не могут литургисать, исповедовать, соборовать и венчать. Особняком от этого всего стоит лишь Таинство Крещения – его может совершать не только священник, но и вообще любой православный христианин.ДИАКОН лишь помогает священнику в совершении Таинств, а поэтому участие его в богослужении необязательно.Заслуженным диаконам дается звание ПРОТОДИАКОН. Диакона-монаха называют ИЕРОДИАКОНОМ, а старшего иеродиакона при епископе АРХИДИАКОНОМ.Диаконы не носят на груди никаких обозначений своего сана.Кстати, раньше священники тоже не носили наперстного креста. Наперстный крест священство стало носить с 18 века после того, как царь Петр I подошел за благословением к дьякону и оказался в неловкой ситуации. С тех пор, чтобы отличаться от диаконов, священникам было повелено носить на груди крест.Обращение к диакону – либо знакомое нам нейтральное и дружелюбное «Отче» либо «Отец диакон». Благословение у диаконов не берется.Ещё раз повторю, что как бы мудрёно не различались титулования священников, епископы – это наследники Апостолов, священники – их помощников, пресвитеров. А диаконы, соответственно – помогали пресвитерам. Например в обязанности диаконов входили хозяйственные нужды первохристианской общины, посещение больных и раздача милостыни. Все три степени священства упоминаются в Священном Писании Нового Завета. Все три степени священства сохранены Православной Церковью до сего дня.Кроме священнослужителей, которых поставляют на служение через рукоположение, мы на каждой службе видим еще церковнослужителей, то есть мирян, которых благословили помогать священнику в алтаре. Одеты они, конечно, красиво – но священного сана не имеют.Итак, разобравшись со священством, вернемся к Божественной Литургии.Как уже было сказано, СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть ИЕРЕЙ или ЕПИСКОП. ДИАКОНЫ только помогают в совершении богослужения. Совершение Литургии в чужой церкви без разрешения её настоятеля запрещается.СВЯЩЕННИК обязан должным образом подготовиться к совершению Литургии. Он должен сам совершить или выслушать или прочитать келейно ВЕЧЕРНЮ, УТРЕНЮ, ПОВЕЧЕРИЕ, ПОЛУНОЩНИЦУ И ЧАСЫ. Кроме того, священник обязан прочитать так называемое «Молитвенное правило ко Святому Причащению»: Канон с Акафистом Иисусу Сладчайшему, Канон Ангелу Хранителю, Канон ко Причащению Святых Таин и 12 молитв ко Причащению.Вот какая большая подготовительная работа должна быть проделана священником!Кроме того, священник также, как и мы с вами – должен воздерживаться перед совершением Божественной Литургии от брачного ложа, чрезмерного объедения и пития вина, и ничего не есть и не пить, начиная с 12 часов ночи. Правила, как видите, для всех одни. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ обычно утреннее или в особые случаи – как на Рождество Христово, Пасху или Богоявление после 12 часов ночи. Но в любом случае Литургия может совершаться одним и тем же священником лишь 1 раз в день. С этим связано то, что о. настоятель, когда совершает ночное Рождественское богослужение, ждет 12 часов ночи и только тогда начинает литургисать, он начинает служить уже в другой день. Литургия НЕ СЛУЖИТСЯ СОВЕРШЕННО в среду и пятницу Сырной (масляной) седмицы, в понедельник, вторник и четверток 1-й недели Великого Поста и в Великую Пятницу Страстной Недели – в этот день мы вспоминаем Крестную Муку Спасителя Мира.Православная Церковь на сегодняшний день использует три основных чина Божественной Литургии:Обычно служится Литургия Св. Иоанна Златоуста.Но 10 раз в год служится Литургия Василия Великого – в воскресные дни Великого Поста, день памяти свт. Василия.ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ совершается в среду и пятницу Великого Поста, в четверг пятой его седмицы и первые три дня страстной седмицы. Но, по существу, эта Литургия является чином вечерни с причащением, ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЖЕРТВА на ней не совершается, Святые Дары уже прежде освящены – отсюда название «Преждеосвященная».Самый редкий чин Божественной Литургии в Православной Церкви – ЛИТУРГИЯ СВ. АП. ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. Но мы с вами рискуем её никогда не увидеть, так как она совершается лишь в Антиохии и в С-Петербурге Духовной Академией 1 раз в году на память апостола Иакова.То, что несколько раз в году мы служим Божественную Литургию, соединенную с вечерней, говорит о том, что Литургия в древности могла служиться как католическая месса – в том числе во 2-ой половине дня. Но, теперь такая практика в православных Церквях не используется.МЕСТОМ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ служит храм, освященный архиереем и не оскверненный ни убийством, ни самоубийством, ни вообще – пролитием крови или вторжением язычников. Литургия может совершаться лишь на Престоле, правильно освященном, со вложенными в него святыми мощами, или на переносном престоле, но с Антиминсом. Слово «АНТИМИНС» переводится как «Вместопрестолие». Это прямоугольный плат с изображением Голгофского страдания Спасителя и вложенными в него мощами. Традиция служить на антиминсе идет с традиции совершать Литургию на гробницах мучеников. Когда было невозможно её так совершить – использовался переносной плат со вложенными в него мощами. Так Литургию во время гонений можно было служить в частных домах (или в ХХ веке – в квартирах). БЕЗ АНТИМИНСА священник совершать Божественную Литургию не может. Если антиминс крадут, то служба в храме прекращается, а священника могут лишить сана.ВЕЩЕСТВОМ ДЛЯ ЛИТУРГИИ являются хлеб и вино, то есть плоды, установленные, употребленные и благословленные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. ХЛЕБ должен быть чистый пшеничный. В русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7-ми) просфор из кислого теста. Сверху у них должна быть печать: ИС ХС – ника. На Востоке употребляется одна большая просфора с пятью печатями, расположенными крестообразно. ВИНО должно быть виноградным без примесей. Православная Церковь использует обычно красное вино; латиняне же – белое. Румынская Православная Церковь тоже допускает использование белого вина. В России используется Кагор – но эта традиция связана только с тем, что кагор можно долго хранить и транспортировать на большие расстояния, тогда как обычное сухое вино рискует перебродить в уксус. Кроме того, кагор как бы «вино концентрированное» — его можно значительно разбавлять. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению на Божественную Литургию уходит совсем немного и одной бутылки вина при малом количестве прихожан может хватить на несколько служб.БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ можно условно «разделить» НА ТРИ ЧАСТИ.1.ПРОСКОМИДИЯ – от греческого слова – значит «Принесение». Связано название с тем, что древние христиане действительно «приносили» все нужное для совершения Литургии. До сих пор в Греции можно просфоры приобрести в булочных и принести их в храм.2.ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ. Название происходит от готовящихся к Таинству Св. Крещения – оглашенных. Их «оглашают» — то есть рассказывают им о жизни христианской и смысле Благовестия Христова.3.ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. «Верными» называли уже крещеных христиан, которые могли приступать ко Святым Тайнам. Оглашенные в древности на Литургии верных – то есть после чтения Евангелия – оставаться не могли и выходили после призыва диакона «оглашенные изыдите».Перед началом Проскомидии читаются ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ, с них-то мы с Вами сегодня и начнем.«Входные молитвы» — это та часть священнодействия Божественной Литургии, которую обычно мы не видим. А ведь священник этим как бы показывает нам, как мы должны себя вести, входя в храм. Это как бы некая модель поведения для нас.Сначала стоит сказать, что священник должен читать «входные молитвы» перед входом в Алтарь. Но на практике всё получается по-другому. И связано это с тем, что подрясник (который сейчас на мне одет) перестал быть повседневной одеждой. То есть священство в подавляющей своей массе перестало дома и на улице носить подрясники. Хорошо это или плохо – не мне судить, но факт остается. Католики уже 50 лет назад заменили ношение ряс для духовенства специальными рубашками со стоячими воротничками. У нас остается пока проблема различия гражданской и духовной одежды. В результате возникает некий богослужебный казус, когда священник должен войти в алтарь, одеть подрясник, и, только затем, снова выйдя, начать читать положенные молитвы на вход в Святую Святых Православного Храма.Молитвы эти начинаются обычно – «Благословен Бог наш -, Царю Небесный -, Трисвятое – по Отче Наш» и покаянных тропарей, известных всем нам по вечернему молитвенному правилу:«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»«Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом» и«Милосердия двери отверзи нам…»По идее, также все мы, миряне, можем входить в храм: с молитвой и благоговением.Затем священник, подходя к иконе Спасителя, читает:«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, прося′ще прощение прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо (то есть, добровольно) благоволил еси плотию взыти на Крест. Да избавиши, яже создал еси (то есть, нас с вами) от работы (рабства) вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».Только прочитав эту молитву, священник целует икону Спасителя.Точно также священник подходит и к иконе Божией Матери, читая:«Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно (то есть, всегда) силу Твою; на Тя бо уповающее (то есть, ибо на Тебя уповаем). «Радуйся – вопием Ти, — якоже не´когда Гавриил, безплотных (сил) Архистратиг».После этого целуется икона Божией Матери.Как же происходит у нас? Слава Богу, если перекрестимся и «чмокнем» икону на аналое. А то и просто – сразу бежим покупать свечи. Это неправильно. Каждое наше действие в храме должно быть вдумчиво. Сначала про себя молимся – хотя бы «Господи, помилуй» — произносим, и только затем крестимся и прикладываемся к иконе.Далее священник встает перед Царскими Вратами и «подклонив голову» молится:«Господи! Низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою: да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу (то есть, Божественную Литургию).Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».После чего, священник – если не один – кланяется собрату со словами «Прости меня, брате и сослужебниче», поклоняется клиросу и народу.А как часто мы входим в храм с тяжелым сердцем от семейной ссоры, и так и остаемся с этим чувством на все время службы. Даже простое «прости» нам недоступно. А ведь такой «вход» в храм может быть «в осуждение»!И только после всех этих продуманных благоговейных действий, священник входит в алтарь при чтении Пс.5:8-13:«Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Твоему».И со словами:«Боже, очисти мя грешного и помилуй мя»Трижды преклоняют колена перед святым Престолом.Еще раз повторю, что вход священника в Храм – пример для всех нас. И пусть мы не можем повторить все го действия – но отбросить суетность, помолиться, перекреститься и внутренне настроиться на Богослужение мы всегда можем.Ибо, входя в храм, мы встаем перед лицом Вечности. А Вечность не терпит суеты.Поэтому, давайте вместе с псалмопевцем Давидом и входящим в алтарь священником, внутренне повторим слова Пс.5: «Господи, Вниду в дом Твой,Поклонюся святому Храму Твоему во страхе Твоем.Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих исправи и выровни пред Тобою путь мой.Ибо нет во устех их истины, сердце их суетно, как разверзстый гроб – гортань их, они льстят языком своим!Суди их, Боже, да отпадут они от мыслей своих; по множеству нечестия их – отвергни их,Ибо преогорчи′ша они Тебя, Господи!И да возрадуются все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и Ты будешь покровительствовать им;И похвалятся Тобою все любящие имя Твое.Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; и благоволением, как оружием прикрываешь его».Аминь.

Profile

o_alexandr75
Александр Зотов

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • olex_d

    : литургия в среду/пятницу на масляной не служится[+1]
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner

Входные молитвы

Толкование
Входные молитвы

Вхо́дные молитвы
в православном богослужении — молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]
. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.

Совершаются без облачения, однако на практике священник может надевать епитрахиль, следуя обязанности совершения любого богослужения в епитрахили.

Чинопоследование входных молитв

Таблица приведена для 1 диакона и 1 священника. В случае большего количества священнослужителей схема аналогичная. В случае служения без диакона молитвы читает первенствующий священник.

Священнослужитель Действия Сопровождающие молитвословия
Cвященник Становится перед Царскими вратами и вполголоса возглашает:
Благословен Бог наш…
  

Благословен Бог наш, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон Стоит рядом, читает:
Аминь
. Обычное начало (по Отче наш…
)[2]
  

Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй.
(Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник Даёт возглас:
Яко Твое есть Царство…
  

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон Читает покаянные тропари: Аминь
.

Помилуй нас, Господи…
  

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас…
  

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам…
  

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Священник и диакон Целуют иконуСпасителя
Пречистому образу Твоему покланяемся…
  

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Священник и диакон Целуют икону Богородицы
Милосердия сущи источник…
  

Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви яко присно силу Твою: на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти яко некогда Гавриил безплотных архистратиг.

Священник Становится перед Царскими вратами с воздетыми руками и непокрытой головой
Господи, низпосли руку Твою…
  

Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.

Священник и диакон Кланяются друг другу, испрашивая прощения, кланяются народу Простите и благословите, отцы, братья [и сестры].
Священник и диакон Входят в алтарь, целуя образ на двери
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…
  

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

В алтаре священнослужители поклоняются, целуют Евангелие и Престол (диакон целует только Престол). Облачаются в соответствующие по чину священные одежды.

Примечания


  1. Перед другими богослужениями входных молитв нет.

  2. От Пасхи до Недели Фомы здесь читается «Христос воскресе…» трижды и тропари Пасхальных часов. От Фоминой Недели до Вознесения вместо «Царю Небесный» трижды «Христос воскресе…». От Вознесения до Троицы с Трисвятого по «Отче наш» («Царю Небесный» опускается). Далее до Пасхальной полунощницы в обычном порядке.

Литература

  • Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. — СПб., 1888.
  • Желтов М. Входные молитвы // Православная энциклопедия. Т. 10 С. 51-52.
Категории:

  • Литургика
  • Православные молитвы

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Смотреть что такое «Входные молитвы» в других словарях:

  • ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ
    — [церковнослав. ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и …   Православная энциклопедия

  • ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ
    — чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения. Обычно В. а. называют не только непосредственно встречу епископа духовенством, но также чин совершения архиереем… …   Православная энциклопедия

  • АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
    — [греч. ἀρχιερατικὴ λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя… …   Православная энциклопедия

  • Литургия
    — У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, X …   Википедия

  • Божественная Литургия
    — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… …   Википедия

  • Божественная литургия
    — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… …   Википедия

  • Литургия Света
    — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… …   Википедия

  • Обедня
    — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… …   Википедия

  • месса
    — ы; ж. [итал. messa] 1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м. 2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха. * * * месса (позднелат. missa, итал. messa …   Энциклопедический словарь

  • ACCESSUS AD ALTARE
    — ACCÉSSUS AD ALTÁRE [лат. приближение к престолу], название одного из моментов литургии верных, когда священнослужители приступают к престолу и готовят себя к совершению Евхаристии чтению анафоры и Причащению. В большинстве богослужебных традиций… …   Православная энциклопедия

Книги

  • Последование вечерни, утрени и Божественной литургии, . Данная книга представляет собой изложение закрепленных церковными правилами молитвословий вечерни, утрени и Божественной литургии с необходимыми краткими пояснениями по ходу чинопоследований.… Издатель: Сибирская Благозвонница
    , Производитель: Сибирская Благозвонница
    , Подробнее  Купить за 255 грн (только Украина)
  • Последование вечерни, утрени и Божественной литургии, . Данная книга представляет собой изложение закрепленных церковными правилами молитвословий вечерни, утрени и Божественной литургии с необходимыми краткими пояснениями по ходу чинопоследований.… Издатель: Сибирская Благозвонница
    , Подробнее  Купить за 238 руб
  • Последование вечерни утрени и Божественной литургии, Чуткова Л. (ред.). Данная книга представляет собой изложение закрепленных церковными правилами молитвословий вечерни, утрени и Божественной литургии с необходимыми краткими пояснениями по ходу чинопоследований.… Подробнее  Купить за 189 руб

Другие книги по запросу «Входные молитвы» >>

Входные молитвы.

Входные молитвы.

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. То же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: ?????????? ?? ????. «??????? ?????. ?????????? ??????). В иерусалимском святогробском издании ????????????’а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую ???????? ??? ?????? [Распорядок времени]; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении. Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы «временем», «взять время»; это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови».

Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения. Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают. Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения «со славою».

Молитвы эти состоят из обычного начала («Благословен Бог наш…» — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» — «Господи, помилуй нас…» — «Милосердия двери…». Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.

Иерусалимский литургикон после «Милосердия двери» предписывает 12-кратное «Господи, помилуй». Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся…» у иконы Божией Матери: «Милосердия сущи источник…». Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря. Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря «Память праведного с похвалами» или же: «Пророче Божий и Предтече благодати…», a кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков. После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: «Господи, низпошли руку Твою…», после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: «Прости мя, брате и сослужебниче». Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.

B алтарь они входят при чтении псалма 5:8-13: [157] «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…». По святогробскому чину: «Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь».

Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Следующая глава

Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона

Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона
[1]

Священнослужители, служащие литургию, должны все вместе совершить входные молитвы перед литургией.
Предстоятель в епитрахили, прочие священники без епитрахилей, но в камилавках, если имеют, диаконы в рясах, — целуют святой престол (при целовании надо снимать камилавку) и выходят из алтаря чрез северную и южную двери на солею.

На солее все священники становятся в один ряд пред царскими вратами, имея посреди себя предстоятеля. Предстоятель тихим гласом творит обычное начало: «Боже, очисти мя грешного» (трижды), и все священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон после каждого возглашения. Затем диакон тихо произносит: «Благослови, владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш». Диакон: «Аминь. Царю Небесный…», Трисвятое по Отче наш, и прочее по чину. Пред чтением тропаря: «Пречистому Твоему Образу» священники снимают камилавки[2]
и, совершив метание или земной поклон (смотря по уставу дня), прикладываются к иконе Спасителя, а затем при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник» — к иконе Божией Матери. За ними прикладываются диаконы. Затем все священники во главе с предстоятелем, преклонив главы, читают тайно: «Господи, низпосли руку Твою…», после чего кланяются друг другу: правая сторона левой, левая — правой, а предстоятель кланяется и направо и налево. Затем они все вместе кланяются народу и входят в алтарь, каждый по своей стороне. На правой стороне первым идет предстоятель. При входе в алтарь целуют икону Архангела или  архидиакона на северной или южной двери алтаря. По входе в алтарь все прикладываются к престолу и приступают к облачению.

Проскомидию
обычно совершает младший или чередной священник. По окончании проскомидии, на 6-м часе, диакон совершает полное каждение всего храма. Если нет диакона, каждение совершает священник, совершавший проскомидию.

Пред началом литургии
священники занимают свои места по старшинству по сторонам престола. Предстоятель становится пред престолом, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. Предстоятель творит вполголоса «начал»: «Боже, очисти мя грешнаго». Все священнослужители вместе с ним трижды совершают крестное знамение и поясные поклоны. Затем предстоятель воздевает руки и с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». После каждой молитвы священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон, но никто, кроме предстоятеля, не воздевает рук и не читает вслух молитв. Далее, по чину Служебника, диаконы принимают от предстоятеля благословение на начало литургии.

Во время литургии служащим священникам не разрешается разговаривать друг с другом, оставлять свои места, читать тайные молитвы вслух или вполголоса. Возгласы после малых ектений до малого входа священники произносят по очереди.

Во время пения «Во Царствии Твоем…» или антифонов, когда придет время малого входа
, предстоятель с диаконом совершают два поясных поклона. Предстоятель целует Святое Евангелие на престоле и вручает его диакону. Затем предстоятель и все священники совершают крестное знамение и поясной поклон; священники, кроме предстоятеля, целуют престол и, идут за диаконом по старшинству (впереди младшие) чрез горнее место и северные врата на солею. На солее священники занимают места в том же порядке, как стояли у престола в алтаре. Входное «Господу помолимся» и молитва входа совершаются тайно, без перерыва пения. На солее диакон, приняв у предстоятеля благословение на вход, подносит ему Евангелие для целования и по окончании пения «Блаженн» или антифонов, стоя у царских врат, произносит: «Премудрость, прости», несколько возвышая Евангелие. Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Священники, каждый на своей стороне, целуют только один образ: или образ Спасителя, или Божией Матери, входят в алтарь и встают на прежние места предстояния у престола. Предстоятель после них целует икону Спасителя на южной стороне царских врат, благословляет свещеносцев, целует икону Божией Матери на северной стороне царских врат и входит в алтарь. Все священники вместе с предстоятелем творят с крестным знамением поклон (престолу) и целуют престол.

После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого
  предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места.

Пред возгласом: «Мир всем» — предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей.

На сугубой ектении
, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю.

Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля.

На Херувимской песни
только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы…». Остальные священники молятся тайно.

На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Предстоятель: «И господина нашего преосвященнейшаго (имя) (егоже епархия) да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Второй священник: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». (Обычно последний заключительный возглас произносит предстоятель.) Добавлять иные возгласы для распределения их между всеми служащими священниками не рекомендуется.[3]

После возгласа на солее предстоятель добавляет полугласно: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И входит в алтарь. Диакон и священники в ответ произносят также полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог…».

Пред пением Символа веры
(когда хор поет: «Отца и Сына…») предстоятель, а за ним и все священники читают тайно: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое», поклоняются престолу и каждый, подходя с левой стороны пред престол, целует дискос и потир (сверху покрова) и край престола пред собой, после же этого братолюбно целуют друг друга в оба плеча и правую руку. Старший говорит: «Христос посреде нас». Младший священник отвечает: «И есть, и будет»; целуют же они друг друга в «рамена» (плечи) в знак того, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах.

Если в службе участвуют два или более диакона, то они целуют сперва каждый свой орарь в том месте, где изображен крест, потом целуют друг друга в рамена и говорят то же, что и священники.

После того как диакон скажет: «Двери, двери», предстоятель берет воздух со Святых Даров и, держа его над Дарами вместе с остальными священниками, колеблет вверх и вниз, чем изображается осенение благодатью Святого Духа, освящающего Святые Тайны.

После Херувимской песни и великого входа
все иерейские возгласы произносит предстоятель. На евхаристическом каноне, согласно сложившейся практике во всех Православных Церквах, предстоятель произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» лицом к народу и благословляет его рукой. Следующие возгласы: «Горе€ имеим сердца» и другие — лицом к престолу. Все остальные участвующие в приношении святейшей Жертвы священники во время евхаристического канона все молитвы и возгласы читают тайно. Начиная от Господних слов: «Приимите, ядите» и до конца слов «И сотвори убо…» предстоятель гласно, а остальные священники тихо, все должны произносить эти слова в одно и то же время, как бы одними устами (см. об этом указание в архиерейском Чиновнике).

При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.

Причащение.
Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави…», все вместе творят земной поклон.[4]
Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному…». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего…», и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.

В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.

После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.

Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую…». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем.[5]

Затем предстоятель причащается Святой Крови и призывает диаконов для преподания им Пречистого Тела по чину, указанному в Служебнике. (Старший диакон подходит и, сделав земной поклон, целует престол, подающую Причастие руку и плечо предстоятеля, принимает частицу со словами: «И есть и будет», отходит левой стороной и становится возле младшего священника; далее возле первого диакона становится с Причастием второй, третий и т. д.) Раздав диаконам Тело, предстоятель отходит к жертвеннику. Необходимо обратить внимание, что только на соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела после священников. При служении же одного священника диакон причащается Святого Тела Христова одновременно со священником (см. Служебник).

После причащения предстоятеля Святой Крови подходят и прочие священники к чаше, но уже не с левой стороны, а с правой стороны престола один за другим по старшинству, при этом совершают поясной, а не земной поклон, произнося: «Се паки прихожду…», и затем, причащаясь, произносит: «Честныя и Святыя Крове… причащаюся аз…»

После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов.

Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии.

Окончание литургии
. При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо.

Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс.

Заамвонную молитву
обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».)

Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля.

На отпуст
выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются.[6]

При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике — младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской.

На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан».

Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.

В конце литургии отпуст творит также предстоятель. (См. Указ Свят. Синода на имя Донского преосвящ. 13 сент. 1874 г
.)

Купить эту книгу можно
в розничноммагазине«Сретение»   в оптовоминтернетмагазине

[1]
См. «Православный церковный календарь» на 1947 г
. изд. Московской Патриархии.

[2]
Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения.

Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи.

Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.

На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив  Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии.

На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей, 1880 г
.).

[3]
По существующей практике на юго-западе России остальные священники (распределив между собой) поминают еще: а) священство, монашество и весь причт церковный; б) благотворителей, благоукрасителей и жертвователей святаго храма (сего) и др.

[4]
Если воскресный день, или святки, или дни от Пасхи до Пятидесятницы, или Преображение, или Воздвижение, то творят поясный поклон.

[5]
По другой практике сослужащие священники, начиная со второго, приняв Святое Тело и придя на свое место, читают, каждый в отдельности, молитву «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Тела Христова. Предстоятель читает молитву и причащается после того, как все священники возьмут частицу Тела. (См. у архиеп. Антония Храповицкого. Разъяснения о причащении священнослужителей при соборном служении).

В Москве и др. местах существует еще и такая практика: предстоятель, прочитав молитву «Ослаби, остави» и испросив прощения, читает тихогласно в слух всех священнослужителей молитву: «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Святого Тела предстоятель и все священники по указанному чину.

[6]
При совершении литургии «соборне» иереями без диакона великую и сугубую ектении произносит предстоятель, а прочие ектении произносят священники по очереди. Тот священник, который произносит ектению, он же произносит и возглас после ектении.

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ

Т. 10, С. 51-52
опубликовано:
11 сентября 2010г.

Содержание
  • XII-XVI вв.
  • Русский чин сер. XVI — сер. XVII в.
  • Современная практика

Входные молитвы

Входные молитвы

[церковнослав.   ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и поэтому считаются уже частью службы.

XII-XVI вв.

В древнейших греч. рукописях Евхология В. м. не выписываются; в уставах литургии XII-XV вв. в качестве входной обычно приводится молитва Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου ἐξ ὕψους κατοικητηρίου σου, καὶ ἐνίσχυσόν με εἰς τὴν προκειμένην διακονίαν σου̇ (                ) (Красносельцев
. Уставы литургии; ср.: Goar
. Euchologion. P. 47-48).

В слав. же рукописных Служебниках XIII-XIV вв. часто выписываются молитва «за входящая в церковь»:       , а также 2 молитвы иерея о себе перед службой:     [ ],   [ ]   и        . Молитва «за входящая в церковь» встречается в нек-рых греч. рукописях Евхология т. н. периферийной редакции (где к к-польской основе прибавлены нек-польские элементы) как альтернативная молитва малого входа в чине литургии свт. Иоанна Златоуста (Jacob
. Formulaire. P. 85-93, 202-203). В слав. рукописях она никогда не используется как молитва малого входа, но иногда — напр., в т. н. Антония Римлянина Служебнике XIV в. (ГИМ. Син. 605) — приводится как молитва перед службой, хотя чаще она включается в состав молитв, сопровождающих великий вход. Греч. оригиналы 2 молитв иерея о себе перед службой до сих пор не выявлены.

В рус. практике XV-XVI вв., несмотря на переход на т. н. евфимиевскую редакцию чина литургии, основанную на «Уставе Божественной литургии» К-польского патриарха Филофея Коккина с уже упоминавшейся молитвой Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου̇ (    ), В. м., известные по дофилофеевским рус. Служебникам, продолжили существование и были дополнены целым рядом др.: Пс 14 и 22, краткими молитвами «егда звонят» (  ), по пути в храм (   ), при входе в храм (   ) и др. Это привело к большому разнообразию в изложении чина В. м. в рукописях (Дмитриевский
. С. 57-74), а также к тому, что чин В. м. постепенно превратился в 2 самостоятельных — чин входа в храм и чин входа в алтарь.

Русский чин сер. XVI — сер. XVII в.

Вопрос о разнообразии в последовании В. м. в рукописях был поставлен Стоглавым Собором (1551), к-рый принял решение об унификации В. м. Утвержденное на Стоглавом Соборе последование (гл. 9) вошло в первопечатные рус. Служебники и использовалось до реформ сер. XVII в. Оно состоит из 2 частей, до входа в храм и в храме, и имеет сложный порядок. 1-я часть включает молитвы   и    , а также Пс 14 и 22, «Достойно есть» и отпуст. Ко 2-й части иерей облачается в епитрахиль и становится с диаконом перед иконостасом; за обычным началом следуют тропари    ,    ,        ,      и совершаются поклоны к правой и левой сторонам св. врат, во время к-рых читаются молитвословия            (при поклонении к правой стороне) и       (при поклонении к левой стороне); затем — тропари     и       . Далее читаются тропари дню или празднику, храму, творцу литургии, после чего совершается целование образов на правом и левом столбцах св. врат, на св. вратах, др. икон в иконостасе и в храме, с чтением соответствующего тропаря при целовании каждого образа. Наконец, священнослужители входят в алтарь с чтением молитвы     , поклоняются св. престолу и начинают облачаться в священные одежды (см., напр.: Служебник. М., 1646. Л. 69 об.- 77). При архиерейском богослужении чин В. м. еще более усложнялся (Дмитриевский
. С. 69-71).

Современная практика

В ходе литургических реформ сер. XVII в. рус. чин В. м. был приведен в полное соответствие с изложенным в греч. старопечатных изданиях и остается таким до наст. времени в слав. и в греч. Церквах. Он состоит из одной части, к-рая совершается диаконом и священником (в епитрахили) перед св. вратами и включает обычное начало, покаянные тропари      , тропари      и         (во время к-рых священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери в местном ряду), молитву     (ее читает не диакон, а священник), поклоны (к-рыми священнослужители испрашивают прощение у Бога, друг у друга и у народа), Пс 5. 8b — 13 (в это время священнослужители входят в алтарь, поклоняются св. престолу и прикладываются к нему). Вслед за В. м. совершается облачение.

В особых случаях чин В. м. несколько меняется: при совершении литургии Преждеосвященных Даров опускается молитва     , а на Светлой седмице принято сразу после священнического возгласа вместо обычного начала и покаянных тропарей и перед тропарями на целование местных образов читать трижды тропарь Пасхи, а затем те пасхальные ипакои, кондак и 3 тропаря, к-рые входят в состав часов Пасхи.

Дониконовский рус. чин В. м. ныне используется только в единоверческой и старообрядческой практике, но отчасти он сохранился в чине В. м. при архиерейском служении: в совр. рус. практике торжественная встреча архиерея начинается с «Достойно есть» или задостойника и отпуста (след от 1-й части В. м. в дониконовской практике), а помимо икон Спасителя и Божией Матери в местном ряду архиерей обычно прикладывается и к иконе храмового святого или праздника, с чтением соответствующего тропаря (целование храмовой иконы встречается как местный обычай и в приходской практике).

Лит.: Служебник (МП). С. 73-77; Дмитриевский
А
. А
. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884.
Ссылка на основную публикацию