Муэдзины Пророка (мир ему и благословение) и первый призыв мусульман к намазу

Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман

Закавказье
10566
2
Содержание:
  • Для чего нужен призыв к молитве
  • Количество и время оглашения
  • Как правильно читать азан
  • Правила поведения верующих
  • Азан в современной культуре

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и постулатами новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:

  • утром;
  • в полдень;
  • незадолго до наступления вечера;
  • вечером;
  • ночью.

Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.

Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут читать еще и послеполуденную молитву, хотя пророк Мухаммед (с.а.в.) полагал, что это проявление лицемерия.

Азан необходим не только для того, чтобы люди не пропускали время мольбы. Теологи ислама утверждали, что шайтан боится звуков призыва к намазу, поэтому, когда читается вечерний призыв, нечистый в страхе отступает от человеческой души и держится на расстоянии. То же самое происходит и во время чтения других призывов к молитве. Более того, считается, что именно его напевность способна отпугнуть нечистую силу.

Как правильно читать азан

Наука оглашения о времени молитвы не так уж легка, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что азан – самый напевный призыв в мире. Существуют правила, согласно которым нужно начитывать его.

В частности, внимание уделяется самому муэдзину – он должен быть совершеннолетним, а также свободным человеком (в старые времена это требование было особенно важным, призывать к молитве не мог раб или невольник). Помимо того, муэдзин обязан быть человеком ответственным и знающим Коран и Сунну.

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах  «Нет иного бога, кроме Аллаха» нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в мечети, призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами  успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.

Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.

Азан в современной культуре

Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.

Мусульмане гордятся тем, что смогли обогатить сокровищницу культурного наследия, однако не позволяют каким-либо образом извращать свои песнопения, использовать их неподобающим образом. Неслучайно в апреле 2017 года британского диджея приговорили к году отбывания в тюрьме за то, что он в одном из тунисских клубов запустил ремикс на мусульманский азан.

В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Азан и икамат

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части
намаза
звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

 

История азана

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

 

Как произносится азан и икамат

В тексте азана и икамата есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.

Текст азана:

Аллаху Акбар

(4 раза)

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах
(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях
(дважды при небольшом повороте направо)

Хэййэ галяя-л-фаляях
(дважды при небольшом повороте налево)

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум
(дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Аллаху Акбар
(дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(однократно)

Перевод текста азана:
Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

 

Текст икамата:

Аллаху Акбар
(четырежды)

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах
(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях
(дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)

Хэййэ галяя-л-фаляях
(дважды, но поворот налево не совершается)

Кадъ камээти-с-саляях
(дважды)

Аллаху Акбар
(дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(однократно)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях»
переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях»
мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм»

(«Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»).
Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях»
, ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун»
(«Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»)

.

После азана читается следующая молитва-дуа:

«Аллахумма, Рабба хэзихи-д-дагъуэти-т-таммэти уэс-салятиль-къаимэ, ати Мухаммадан аль-уэсилятэ уэ-ль-фэдылятэ уэ-б’ас-ху мэк'омэн мэхмудэн аллязи уа’адтэ-ху, иннэ-кя ля тухлифу-ль-ми’адэ».

Перевод:
«О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях»
встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

Муэдзин

ТолкованиеПеревод
Муэдзин

Жан-Леон Жером. Муэдзин призывает верующих на молитву с вершины минарета
(1879)

Муэдзи́н
(араб.مؤذن
‎‎; также — азанчи
) — в исламе: служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

История

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла еще до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры. Очевидно, что пророк Мухаммед ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первый муэдзин, абиссинецБилял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу. В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма).

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади или муаззин. Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике».

Обязанности муэдзина

С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама. Праведный халиф Умар ибн Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву. Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза. Текст азана в тот период был очень коротким. Впоследствии он использовался только в чрезвычайных случаях. После того, как выработался архитектурный тип мечети и появился минарет, азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. Это произошло при омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705). Арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) рассказывал, что в Хорезме в обязанности муэдзина входило выгонять правоверных из своих домов на намаз.

С годами выработались требования к профессиональному муэдзину: он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители данной местности. Мелодичному произнесению слов азана обучали тех детей, которые обнаруживали способности к пению. Иногда функции муэдзина переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере муэдзина возможность для своих детей получить источник пропитания, так как муэдзин считался служащим мечети с определенной зарплатой. Кроме того, поднимаясь на минарет, слепой муэдзин не видел того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин.

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана. Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха». Иногда обязанности муэдзина возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Время азана

Муэдзин помощник имам-хатыба, он дожен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями. Согласно законам ислама, каждый мусульманин должен молиться пять раз в сутки: утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью. О времени каждой молитвы возвещает муэдзин (тот, кто призывает к молитве) непосредственно перед молитвой. Призывы муэдзина к молитве раздаются с минаретов или башен мечетей, и слышат их все, поэтому мусульмане точно знают, когда настает время их обращения к Аллаху.

Точное время ежедневных молитв вычисляется по специальным правилам и зависит, в первую очередь, от географического расположения местности: широты и долготы, а также от времени года. В целом «расписание» мусульманских молитв определяется положением Солнца. Муэдзин всегда точно знает время молитвы и оповещает о нем всех, но кроме этого время молитв регулярно публикуется в специализированных газетах или раздается в мечетях.

Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. Но даже в один и тот же день в разных местах, в зависимости от их расположения, мусульманские молитвы должны произноситься в разное время. Например, если первая утренняя молитва в Адане (Турция) по расписанию должна быть в 05.14 утра, то в тот же день в Стамбуле она будет в 05.27, а в Диярбакыре – в 04.52.

Ссылки

  • Аудио азана муэдзинов
Категории:

  • Намаз
  • Духовные звания в исламе
  • Мечети
  • Исламские термины

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Синонимы
:

Смотреть что такое «Муэдзин» в других словарях:

  • Муэдзин
    — мусульманин, громко возвещающий о наступлении времени очередного обязательного намаза. Это возвещение называется азаном (объявлением). Формула Азана (См. Азан), возвещающая о начале молитвы, произносится муэдзином в положенное время, определенное …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • муэдзин
    — мусульманский дьячок, призывающий с минарета на молитву, обычно слепой (Даль) См …   Словарь синонимов

  • муэдзин
    — а, м. muezzin m. <араб. mu addin. Служитель при мечети, возглашающий с высоты минарета часы установленных молитв. БАС 1. И обращаясь на восток, Зовут к молитве муэдзины. Лермонтов Демон. Не смотря на свои 55 лет и академические лавры,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МУЭДЗИН
    — (точнее муэззин), муэдзина, муж. (араб. mu addin). Служитель при мечети у мусульман, возглашающий с высоты минарета часы установленных молитв. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МУЭДЗИН
    — МУЭДЗИН, а, муж. Служитель мечети, возглашающий с минарета призыв к молитве. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МУЭДЗИН
    — муж. мусульманский дьячок, призывающий с минарета на молитву, обычно слепой. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • МУЭДЗИН
    — МОЭЗЗИН, МУЭДЗИН (араб.). Служитель при мечети у мусульман, на его обязанности лежит возглашать с минарета молитвенные часы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОЭЗЗИН, МУЭДЗИН глашатай при… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • муэдзин
    — Из араб. тур. muäzzin муэдзин, сзывающий на молитву (Радлов 4, 2170); см. Мi. ТЕl. 2, 129; Литтман 62 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • МУЭДЗИН
    — (от араб. му аззин объявляющий ), мусульманский глашатай, который пять раз в день призывает верующих на молитву. Он обращается лицом к Мекке и произносит азан (призыв к молитве), затыкая пальцами уши. Муэдзином может быть взрослый мусульманин… …   Энциклопедия Кольера

  • Муэдзин
    — Му(о)эдзинъ мусульманскій пономарь, напѣвомъ призывающій съ минарета (башни мечети) на молитву. Ср. Муэдзинъ съ вышки звалъ къ вечерней молитвѣ народъ. Данилевскій. Княжна Тараканова. 1, 3 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Суфийские притчи, Коллектив авторов, Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческойкультуры. Это искусство слов… Серия: Притчи народов мира
    Издатель: АРДИС
    , Подробнее  Купить за 189 рубаудиокнига
  • Время соловья, Дина Рубина, «Название улицы, на которой стоит наш дом, в переводе с иврита звучит возвышенно и даже претенциозно: «». Но это вполне определенный соловей – муэдзин мечети соседней, через ущелье, арабской… Издатель: Эксмо
    , Подробнее  Купить за 19.9 рубэлектронная книга

Молитва из минарета

Чудотворные слова: молитва из минарета в полном описании из всех найденных нами источников.

Как называется тот, кто зовёт на молитву у мусульман?

Призывает мусульман к молитве муэдзин
( с арабского переводится как «обьявляющий»
).

Муэдзин-мусульманин, обладающий красивым голосом и безупречной репутацией.

Согласно исламским законам, каждый мусульманин обязан молиться и славить Аллаха пять раз в сутки.
А именно утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью.

Так вот перед началом каждой молитвы муэдзин возвещает мусульман о начале молитвы.
Призыв слышен с минаретов. Слышен отчетливо. Оповещающий обращается лицом к Мекке,
и затыкая пальцами уши произносит
(как будто бы поет) АЗАН
(призыв).

В некоторых мечетях к молитве призывает не муэдзин, а записанный голос, раздающийся через динамики.

Я лето проводила у бабушки в мусульманской деревне,дом располагался возле мечети, и каждое утро я просыпалась от призыва, который невозможно было не услышать. Это действительно красиво звучало. Призыв был слышен именно через динамики.

И еще. В разных городах мира время для молитвы может быть разным.
Всё зависит от географического положения, долготы, широты и времени года. Поэтому даже в пределах одной мусульманской страны время для молитвы может иметь расхождения, например в пределах получаса.

На молитву (намаз) у мусульман созывает муэдзин)

Азан и икамат

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части
намаза
звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

История азана

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

Как произносится азан и икамат

В тексте азана и икамата есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём тексты обоих призывов.

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах
(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях
(дважды при небольшом повороте направо)

Хэййэ галяя-л-фаляях
(дважды при небольшом повороте налево)

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум
(дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(однократно)

Перевод: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах
(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях
(дважды, но поворот направо не совершается)

Хэййэ галяя-л-фаляях
(дважды, но поворот налево не совершается)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах
(однократно)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях»
переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях»
мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм»

(«Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»).
Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях»
, ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун»
(«Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»)

.

После азана читается следующая молитва-дуа:

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях»
встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

Но разве красота азана в голосе произносящего? Здесь он произносит с напевом, сильно напоминающим пение(

Мне ближе наше татарское звучание. Каждый день проходя мимо мечети слышу азан. Его произносит пожилой мужчина, от его голоса мурашки по телу, настолько проникновенно!

Хотелось бы чтобы этот способ произношения азана сохранился, не терялся.

Азан — призыв к молитве в исламе

Аза́н
(араб. أَذَان‎‎) — в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин (тюрк.-азанчи).

Сборник азанов разных стран

Азан — призыв к молитве в исламе

Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.

До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.

Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.

В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.

Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб — Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.

Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).

Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)

Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)

Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)

Турция. Мечети. И немного о исламе

Если будет день – значит тени не в счет

Если харакири – то кривым мечом

Если тушат свет – значит, грех так грех

Если минарет – значит выше всех

Есть в этом что-то совершенно сакральное, хтоническое, необузданное, древнее.

Ощущение близости к какой-то силе, корню, источнику.

Что-то цвета венозной крови.

Ощущение связи с чем-то отцовским, патриархальным, суровым, строгим, но при этом заботливым.

Молитва звучит пять раз в день.

Но я на нашем, русичском, церковнославянском, ничего?

Ашхаду алля иляха илля-Ллах

Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах

Ля иляха илля-Ллах

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха

Свидетельствую, что Мухаммед – пророк Аллаха

Спешите на молитву

Спешите к спасению

Нет бога, кроме Аллаха

Нет двух одинаковых пений.

Молитва – момент божественного вдохновения, дуновения, снисхождения благости – каждого вдохновляет по своему. Каждый имеет право славить Аллаха так, как это просится из груди.

Сочный, мощный голос в определенное время прошибает пространство и пригвождает меня, останавливает на одной лапе в стойку, как почуявшую запах гончую. Или как алкодемона

amanadzyaku
, увидевшего девочку в очках.

В других городах страны такая же множественность.

В темное время суток все минареты светятся ярко зеленым – цветом ислама, и хорошо различимы в любой ночной панораме любого турецкого города.

Очень разные мечети, как классические

Да в конце-концов – один из самых главных символов Индии – Тадж-Махал. Его все на картинках видели, знают, узнают, но то, что это мечеть – этого почему-то либо не знают, либо забывают, и очень еще и удивляются, стоит о этом напомнить, равно как и то, что мусульман в Индии около 165 миллионов.

Так в свое время в дагестанской мечети Астрахани мне продемонстрировали моднявое электронное табло, с расписанием времени намазов.

В Турции так же – бегущая строка с сурами из Корана

Все – муэдзин свое отпел, слез с башни, вырубил тумблер

Невежды пытающиеся запретить ислам. Ха-ха! Потешно.

Люди которые судят о исламе, ничего про него не зная.

А мусульмане в мире – они в большинстве своем такие же мусульмане, какие мы православные – то есть никакие, одни понты и моральные отсылки на придуманные цитаты из нечитанных книг.

Сегодня ты играешь трэш – а завтра бабу свою съешь

Причем всем – и мусульманам тоже.

Сложно сопротивляться мгновенному наводнению соблазнами – на них быстро подсаживаешься.

Можно сколько угодно ругать Европу за ее якобы закат, и вообще как таковую идею толерантности – это сейчас безопасно и модно. Да потому и модно, что безопасно.

Но Европа очень пропитывает. Привыкать к хорошему быстрее чем к плохому. И сложнее отказываться.

Европейские мусульмане попали в те еще незавидные жернова ломки, когда – то ли прыгнуть в неизвестность, оторвавшись от корня, то ли жить старым укладом, но кругом проходит мимо полная немедленных удовольствий жизнь, когда для попадания к полногрудым ублажающим гуриям умирать не обязательно.

Мусульмане и выросшие в мусульманской традиции – люди подчиняющиеся авторитетному для них порядку. Очень управляемые. Покорные.

Если мусульмане не подчиняются порядку – значит не считают его авторитетным, не видят за ним силы.

А почему за ним не видят силы? Вот именно об этом и стоит задуматься, а не воздух сотрясать.

Страна мусульманская в смысле покорности, но открытая к развитию.

У турков много этой особенной, продуктивной злости, позволяющей добиваться успехов, если не умом, то настойчивостью и энергией.

Веди нас по дороге прямой.

Информация об этом сообществе
  • Цена размещения
    100 жетонов
  • Социальный капитал
    35
  • Количество читателей
  • Длительность
    24 часа
  • Минимальная ставка
    100 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • Добавить комментарий
  • 4 комментария

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Мусульманская страна. Молись или выспись.

* Cаронг – труба длиною в метр, сшитая из тонкой хлопчатобумажной ткани в клетку. На практике – весьма универсальная вещь: индонезийцы спят в саронге, одев его по пояс, используют как килт, когда ходят в лавку за сигаретами, покрывают голову и плечи в случае неожиданной солнечности и т.п.

** Индонезийский и Малазийский душ, как и туалет, совсем не то, что может подумать европеец. Эта тема достойна отдельного фоторепортажа.

Zhuhur (в пятницу Jumat) – 12:30. 14:30

Ashar – 15:30. 17:30

Maghrib – 18:20. 19:20

Isya – 19:30. 23:00

Кроме множественных повторений “Аллах Акбар” призыв муэдзина состоит из других слов прославления Аллаха и призывов молиться на арабском.

  • Добавить комментарий
  • 7 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Ссылка на основную публикацию