Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Содержание

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале «Правмира».

Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина. Видео:

Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда “вниз”, а не поднимают “вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: “зачем?” и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. “Праздность” — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом “отпечаток” Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно “подкрепляет” дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. “Падший” в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он “снисходительно” к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”. В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог “стал плотью”. Спасение и покаяние тогда – не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, “психо-телесный” знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Другие материалы о молитве на “Правмире”:

  • Молитва
  • Молитва – разговор с Богом
  • Молитва – встреча, молитва – диалог
Похожие статьи
Вознесение Господне – праздник разлуки
Вознесение Господне – один из двунадесятых праздников. Что означает для нас этот день, почему мы празднуем конец…
Неделя о слепом. 6-я неделя по Пасхе
«На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»
Икона Нечаянная Радость – образ Богоматери
Как икона Божией Матери учит нас благодарной жизни
Самое читаемое
Тюремщица
Про тюрьму ничего не хочется знать, кроме одного: ты в ней никогда не окажешься. «Со мной,…
Вы не можете оберегать их вечно. 5 способов научить ребенка ошибаться
И брать на себя ответственность за свою жизнь
Иван Голунов на свободе. Как это произошло
После небывалой поддержки и за день до несанкционированного марша
Темы дня
«24 лестничных пролета – самые длинные в жизни». После страшного пожара люди до сих пор добиваются справедливости
Они объединились, чтобы не допустить новой катастрофы
«Мама, я знаю, откуда я появилась!» Дети и аисты
«Он Сам мне говорит: “Ну давай, готовься”»
Отличный повод для шашлыков. Почему День России еще не нашел свой смысл – но это и не страшно
Новая история должна быть сопряжена с новыми знаками, символами, традициями

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

Помогаем
«Раньше «бегала» в коляске, а сейчас могу задохнуться в любой момент!»
Спецпитание усваивается легче, чем обычная пища
Мы в соц.сетях
Facebook
Vk.com
Twitter
YouTube
Instagram
Odnoklassniki

Молитвы Ефрема Сирина. Великопостная покаянная молитва

Уже более тысячи шестисот лет во всех православных храмах и домах прихожан звучат во дни Великого поста слова покаянной молитвы, написанной когда-то святым преподобным Ефремом Сириным. Составленная, по мнению учёных, на сирийском или арамейском языке, она стала достоянием мира в греческом варианте, и уже с него была переведена на церковнославянский. Лаконичная по форме, но необычайно ёмкая по своей философской глубине, молитва святого Ефрема Сирина является подлинным шедевром богословской мысли.

Ошибки бурной молодости

Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в городе Низибии, расположенном в юго-восточной части современной Турции. За давностью лет сведения о его молодых годах весьма противоречивы. По одним источникам, он появился на свет в семье языческого жреца и за раннюю приверженность к христову учению был выгнан отцом из дому. Согласно другим сведениям, родители его были людьми благочестивыми, и отеческий дом он покинул в силу необузданности своего юного нрава.

Но, так или иначе, его биографы сходятся на том, что в молодые годы будущий святой был, что называется, проблемным ребёнком, и однажды, украв у соседей овцу, даже угодил за решётку. Пребывание в тюрьме, как известно, мало кому идёт на пользу, но в данном случае стал исключением из общего правила. По крайней мере, в житие преподобного говорится, что именно там он сподобился услышать глас Божий. Что именно изрёк Всевышний, неизвестно, но только с тех пор юноша преобразился и, выйдя на свободу, прежде всего направился к местному епископу Якову (также причисленному впоследствии к лику святых).

На пути служения Богу

Став его учеником и испрашивая в покаянных молитвах прощение прежним грехам, преподобный Ефрем проявил незаурядные способности в проповеднической деятельности. Исполняя послушание, наложенное его новым духовным отцом, будущий святой пламенными речами обращал на путь христианской жизни своих соотечественников, помогая им вырваться из мрака язычества.

Когда же Господь призвал его учителя в Свои Небесные Чертоги, преподобный Ефрем удалился от мира, и, поселившись в горах, проводил время в постах и молитвах вплоть до того, как в 363 году захватившие Низибию персы не заставили его переселиться в греческий город Эдессу, где вёл широкую проповедническую деятельность.

Труды преподобного Ефрема Сирина

Завершив свой земной путь в 373 году, преподобный оставил после себя обширное богословское наследие, составляющее, по мнению ряда исследователей, не менее 1000 молитв и других произведений. Наиболее известными из них являются читаемая в Великий пост молитва Ефрема Сирина и толкование на Священное Писание, переведённое в наши дни на все языки христианского мира. Важное место в его творчестве занимают также стихотворные произведения, написанные на библейские сюжеты. Положенные впоследствии на музыку, они вошли в золотой фонд христианской гимнографии.

Как и когда читается молитва Ефрема Сирина?

Согласно Уставу православной церкви, читать эту молитву следует во время богослужений суточного круга, во вторник, среду и пятницу Сырной седмицы, то есть недели, предшествующей заговенью на Великий пост. С наступлением же Великого поста она читается ежедневно, кроме субботы и воскресенья, вплоть до Великой среды Страстной седмицы.

Чтение молитвы Ефрема Сирина выполняется в определённом, установившемся в соответствии с православной традицией порядке. Читается она дважды, причём во время первого прочтения каждого прошение завершается земным поклоном. Далее следует 12 раз мысленно произнести короткую молитву: «Боже, очисти мя (то есть меня), грешнаго», на этот раз сопровождаемую поясными поклонами. Затем вновь читается весь текст молитвы, и кладётся ещё один земной поклон.

Высокий образец христианского покаяния

Текст великопостной молитвы Ефрема Сирина приводится в начале статьи. Обратимся к нему и попытаемся проследить за ходом мысли выдающегося богослова и понять, почему эта короткая и простая, на первый взгляд, молитва занимает столь важное место в чинопоследовании, принятом во дни Великого поста.

Принято полагать, что причиной тому является особый, свойственный лишь преподобному Ефрему Сирину порядок изложения как положительных, так и отрицательных элементов покаяния. При этом автор лаконично, но в то же время необычайно ёмко очерчивает круг духовных подвигов, необходимых человеку для освобождения от наиболее свойственных ему греховных наклонностей.

Праздность и лень

В своей молитве Ефрем Сирин начинает перечень недугов души, препятствующих её вступлению на путь общения с Богом, с праздности, являющейся столь распространённым и губительным пороком. Будучи родной сестрой лени и нерадения, она обрекает всё человеческое существо на пассивность, и препятствует ему приложить даже малую толику усилий для изменения к лучшему своего духовного, и материального состояния. Эта наклонность губит в человеке все, дарованные ему Господом таланты, и подчас обращает во зло лучшие его устремления. Ведь недаром говориться: «Праздность ─ матерь всех пороков».

Уныние ─ самоубийство души

Следующим пороком, который упоминает в своей молитве преподобный Ефрем Сирин, является уныние. Оно, в свою очередь, являясь порождением праздности и лени, таит в себе величайшую опасность. Уныние застилает внутренний взор человека, лишает возможности видеть положительные стороны, окружающей его жизни, и, обрекая на беспросветный пессимизм, сводит все суждения лишь к отрицанию возможности перемен к лучшему.

Отцы церкви нередко называют уныние проявлением дьявольской власти над людьми, поскольку основана она на лжи, прародителем которой он является. Вселяя в душу человека лживые представления о Боге и окружающем мире, дьявол наполняет его сердце тьмой и отрицанием. Недаром уныние принято считать самоубийством души.

Грех властолюбия

Глубокий знаток человеческой души, преподобный Ефрем Сирин неслучайно упоминает любоначалие, то есть любовь властвовать, непосредственно вслед за унынием и леностью. Ход его мысли вполне очевиден: человек, опустошивший и извративший свою жизнь этими двумя пороками, ищет возмещение утраченному и подчас находит его в совершенно искажённом отношении к окружающим людям.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда человек не стремится к Богу и не ищет обретения вечных ценностей, он неизбежно становится эгоистичным и рассматривает всех остальных людей лишь как инструмент для удовлетворения своих потребностей и желаний. Понятие Бога как Владыки мира подменяется в нём культом собственного «Я», что неизбежно ведёт к желанию подчинить себе остальных людей. От этого греха и предостерегает нас в Великий пост молитва Ефрема Сирина.

Празднословие ─ путь к духовной смерти

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его даром речи. Однако при неразумном подходе эта милость Божия может оказаться причиной многих людских бед и падений. Слово имеет великую силу. Оно может быть причиной спасения и погибели, вдохновения и умерщвления всякой мысли.

В устах людских оно становится как проводником Божьей правды, так и дьявольской лжи. Отклонившись от своей божественной природы, слово становится праздным и служит питательной средой для трёх ранее перечисленных пороков: праздности, уныния и во многих случаях, любоначалия. Читая молитву Ефрема Сирина, мы искренне просим Господа избавить нас от этой напасти.

Целомудрие в широком смысле этого слова

Когда читается молитва Ефрема Сирина, то перечисляются не только пороки, избавление от которых является целью покаяния, но и добродетели, дарование которых испрашивается у Бога. Первым из них упомянуто целомудрие. Несмотря на то что в общепринятом понимании оно означает главным образом воздержание от разврата, в действительности его смысл гораздо шире. В данном случае целомудрие трактуется как целостность мудрого отношения к жизни. Это добродетель, противопоставляемая не только сексуальным грехам, но и всем проявлениям изломанности человеческой натуры.

Смирение, терпение и любовь ─ неразлучные сестры

Плодом целомудрия, то есть цельного и мудрого подхода к жизни, является смирение ─ антипод гордыне и самомнению. Оно даёт человеку возможность жить по правде, и, воспринимая мир таким, каким он есть, видеть в нём проявления величия Божия. Из Евангелия нам известно, что Господь противится гордым и лишь смиренным дарует благодать.

Добродетелью, проистекающей от смирения, является терпение. Человек, обладающий этим качеством, во многом уподобляется Творцу, способному прозревать глубину вещей, сокрытую от людских глаз. Всё в этом мире подчинено воле Божьей и будет исполнено в надлежащее тому время. Поэтому и нет причин торопить события.

Наконец, главной добродетелью, о ниспослании которой просит Ефрем Сирин, является любовь. Именно она стала краеугольным камнем божественного учения, дарованного людям Иисусом Христом. Ради неё Он принял крестные муки, её завещал всем чадам основанной им Церкви.

Заключительная часть молитвы

Все вышеперечисленные прошения об ограждении от греховных побуждений и ниспослании добродетелей, как бы сливаются воедино в последней части молитвы, где речь идёт об обретении дара видеть собственные грехи и не осуждать «брата своего». Именно так сказал в молитве Ефрем Сирин о ненавидящих и обидящих нас или впавших в какие-либо иные грехи.

Как указывают святые отцы, сознание собственной греховности, а особенно открытое её признание, далеко не всегда является следствием добродетели, поскольку может порождаться гордыней и ложным благочестием. Лишь в сочетании со способностью исполнить в отношении ближнего своего заповедь Божью: «Не судите, да не судимы будете», покаяние становится свидетельством воцарения в душе всех тех высоких качеств, о которых упоминал в своей молитве Ефрем Сирин.

От гнева, обуревающего нас, от нахлынувшей в сердце гордыни или ещё какого-либо дьявольского наущения верным оружием служат заключительные слова: «Боже, очисти мя грешнаго». Они должны произноситься с полным смирением и сокрушением сердечным. В них заключается итог всего вышесказанного и пережитого. Завершается молитва Ефрема Сирина поклонами, о которых говорилось в начале статьи.

Пушкинское переложение великопостной молитвы

Эта молитва, явившая собой образец высочайшей духовности, становилась подчас источником вдохновения не только для богословов, но и для поэтов. Широко известно, например, приведённое в статье ниже стихотворение А. С. Пушкина, посвящённое этой молитве, и представляющее собой её поэтическое переложение.

Созданное в июле 1836 года, оно стало образцом его позднего творчества. Среди литературоведов бытует мнение о том, что, возможно, Пушкин подсознательно ассоциировал себя с личностью составителя великопостной молитвы. Что могло быть общего между этими двумя гениальными людьми?

Возможно, грехи бурной молодости и пришедшее им на смену покаяние и осознание главенства духовного мира над всем земным и преходящим. Это отчётливо передаётся поэтом в приведённом нами стихотворении, где он вторит мудрым словам преподобного Ефрема Сирина.

Похожие статьи

  • Молитва Синельникова – преображения и всепрощения
  • Арамейский язык: от древности к современности
  • Молитва вечерняя: просим доброй ночи
  • Терпение — это важное качество каждого человека. Где «набраться» терпения и кому оно нужно?
  • Молитва Киприану в каких случаях помогает?
  • Молитва покаяния и прощения. Христианская молитва покаяния
  • Ежедневная православная молитва о прощении грехов. Молитвы о прощении грехов рода

Молитва Ефрема Сирина – молитва Великого Поста

Ефре́м Си́рин
 (сир. ܐܦܪܝܡ ܣܘܪܝܝܐ Mor/Mar Afrêm Sûryāyâ
, греч. Ἐφραίμ ὁ Σῦρος) — христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века.

Канонизирован в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 января (10 февраля), в Католической церкви — 9 июня.

Когда читается молитва

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, отличаются от общего великопостного строя)

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило
 — утренние и вечерние молитвы, а также другие молитвенные правила, читаемые по благословению или епитимии.

Текст молитвы на старославянском

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон
)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон
)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон
)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами
)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Текст молитвы на русском

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Молитва Ефрема Сирина в стихе А. С. Пушкина

Скачать текст молитвы

Скачать можно по ссылке. Файл в формате .doc (Размер файла 90 Kb). Для вашего удобства рекомендуем распечатать текст.

Видео

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста

  • Статьи
  • /
  • Вера

 242004

05.03.2019
 / 
Во вторник Масленицы впервые читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина, и будут читать весь Великий пост. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности
: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние
бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие
— это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие
: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие
: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие
 — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение:
 грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви
: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

Вам понравилась статья? Помогите нам продолжать работу!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Подписаться

Категории: Душа, Церковь

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Слушайте онлайн или читайте текст молитвы Ефрему Сирину в великий пост на русском языке. Если вы не знаете когда молитва Ефрема Сирина читается дома, данная статья для Вас!

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!

Слушать молитву (читает Патриарх Кирилл):

 

  • 1. Что такое просфора?
  • 2. Какой хлеб самый благодатный?
  • 3. Как употреблять просфору и святую воду?

Церковное богослужение подчиняется канонам. Согласно им, молитва Ефрема Сирина читается однажды в год – Великим постом (более всего). Для домашнего обращения к покаянию преград нет: молитесь по мере желания. Если чувствуете пользу – в любое время. Следуя монастырскому уставу, рекомендуется: включать в келейное молитвословие утром и вечером. Добавляется к обычному Правилу с момента, как ее начинают читать в храме.

В какие дни входит в богослужение?

Несмотря на название – Великопостная, читать молитву Ефрема сириянина в храме начинают чуть раньше. По определенным дням, дважды в конце каждой службы. К домашнему Правилу добавляется, и по Типикону произносится про себя:

Примечание: 
При чтении молитвы Ефрема Сирина изобилуют поклоны (16 раз): человек трудится не только духовно, но и телесно. Так вся наша природа участвует в покаянии. Как отпадение от Бога произошло всецелое, так и в восстановлении задействованы три составляющие: Дух, Тело и Душа.

В чем особенность молитвы?

Святой Ефрем не просит просто избавить от определенного вида грехов, а упоминает о духе страстей. Это как вырвать с корнем, чтобы даже духу (следа) не осталось внутри. Не связать супостата, который увлекает в падение, а извергнуть его вон, навсегда.

Это говорит о более глубоком очищении. Поэтому в посты читается покаянная молитва, призывающая Бога, избавить безвозвратно порабощенную греху природу человека, освободить от пагубных бесовских пут навсегда (распять плоть).

Примечание: 
О покаянном тексте написано много трудов: святителями, священниками, святыми, даже А.С.Пушкиным. Наша статья дает самое краткое объяснение. Тем, кто хочет осмыслить всю глубину, советуем обратиться к более достойным источникам.

О каких пороках упоминается в молитве?

Перечисленные страсти знакомы, к ним привыкли, а потому исчезла острота восприятия, брезгливость ко злу. Этому способствуют современные взгляды, искажающие истину. О какой ненависти ко греху может идти речь, когда дьявольскую ложь выдают за добродетель.

Чтобы не утратить иммунитет на различение добра и зла, читается молитва, написанная с таким глубоким содержанием. Слова побуждают задуматься, обострить покаянные чувства, дабы вооружиться против страстей:

  • Праздность
    : Как при отсутствии физической нагрузки, члены становятся дряблыми, теряют силу и навык, так происходит и на духовном уровне. Бездеятельная душа – нива, покрытая зарослями терновника, бурьяна, заглушающего и голос совести, и способность различения добра. Наконец, человек лишается опоры, которая удерживает, не дает затянуть себя в мрачное болото распутства. Страшнее всего, что теряем драгоценное время – короткий срок жизни. Расточаем ее, идя к вечной гибели.
  • Уныние
    (в греч. варианте
    – многотрудность, крайняя противоположность безделью): Кто имеет надежду на Христа, верит заповедям – не может унывать. Христианин, стоящий на верном пути, испытывает противоположные качества: любовь, радость, тишину, терпение, кротость, сдержанность, щедрость, незлобие и пр. Одна печаль спасительна – о нераскаянных пред Богом грехах, которая ведет к жизни. Мирская же – к смерти.
  • Любоначалие
    (по совр
    .: стремление к лидерству, высокому положению в обществе): Тяга к начальствованию присуща всем еретикам, раскольникам, гордецам, деннице, то есть, самому дьяволу. Таковым противится Господь, ибо они далеки от смирения, а значит и спасения. Добрая вечная слава гонится за теми, кто от нее бежит, отрешается, ненавидит (речь о святых).
  • Празднословие:
    Сказано, что за всякое праздное слово дадим ответ. Ибо Имя Господа – Слово. У Бога: сказал – и стало так, то есть, слово и дело – одно и то же (вспомните проклятую смоковницу). Не зря народная мудрость гласит: Молчание – золото. Накопили золотой запас или расточили? Кто справится с языком своим, в состоянии обуздать все тело.

  • Целомудрие:
    Речь ведется не только о плоти, но и нравственной чистоте души. Тяжело победить блудную страсть. Святые годами боролись с ней. На мытарствах редкая душа преодолевает беспрепятственно это поприще бесовское. А ныне, когда целомудрие высмеивается, выставляется как порок, кто устоит? Один телевизор (интернет) чего только стоит: развращает душу с младого возраста. Да поможет нам Господь выйти победителями в этой битве.
  • Смиренномудрие:
    Без него нет спасающихся. Господь – Сам смирен и кроток. Трости надломленной не переломит. Таких же и спасает, ибо нет другим места в Вечном Царстве Небесном. Смиренный – это не трус или раб, наоборот, – истинный воин Христов, стяжавший победу над злом. Нет страшнее орудия против демонских сил, чем смирение. Пред ним они бессильны и беззубы.
  • Терпение:
    «Терпением вашим спасайте души ваши» – сказал Господь. Ропотники (вечно недовольные) не наследуют Царствия. А мы целыми днями осуждаем, кругом все виновны, недостойны любви и доброго слова. Вечно огрызаемся, не потерпим малого оскорбления, ущемления в чем-то. Виновен Бог – не так мир устроил, столько зла допускает и пр. Не скудоумие ли это? Просите терпения, и Господь исполнит желания ваши и просьбы, обращенные к Нему. Не все ли от руки Божия принимаем? Тогда радуйтесь возможности потерпеть, ибо Господь призрел на вас.
  • Любовь:
    Одну ее имей – и исполнишь весь закон. Без любви человек следует путем дьявольским. Не к Богу, а от Него. Где ее взять? Только у Господа, ибо Он – источник истинной Любви.

Примечание: 
Научившись видеть свои грехи, а не смаковать чужие, вступим на путь спасения, имея надежду, что Господь не оставит без Своего попечения и всё, о чем упоминается в молитве Ефрема Сирина, да подаст обильно.

Ссылка на основную публикацию