Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище

Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище

Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.

Поможет ли усопшему чтение дуа

В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.

Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.

Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.

Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.

Обращение к Всевышнему возможно словами Пророка или своей молитвой.

Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.

Мольбы живых за ушедших:

  • дойдут до умерших, принесут им радость;
  • облегчат долю души в загробной жизни;
  • принесут очищение живым.

Виды дуа для чтения после смерти близкого

Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.

Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.

Порядок действий:

В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:

Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.

Перевод:

Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.

  1. Тело заворачивают в саван, имам совершает заупокойный намаз.
  2. Покойного перекладывают в торбут, мусульмане используют гроб в редких случаях.
  3. Пока тело несут к могиле, совершают дуа.
  4. Необходимо читать дуа при входе на кладбище за похороненных.
  5. Обращаются к Аллаху за покойного с просьбой простить грехи, когда ляхд закрыт, могила засыпана.
  6. После погребения сопровождающие покидают кладбище, остается имам, он читает над могилой талкин.
  7. Мольбы совершают при посещении могил, дома умершего.

Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.

Процесс погребения пронизан чтением дуа.

При входе на кладбище

Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.

Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.

Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:

Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.

На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.

Мусульманские дуа на кладбище дозволено делать своими словами. Посещение могил усопших родных и близких сопровождается молитвами и просьбами к Аллаху сделать их загробную жизнь приятной.

На похоронах

После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.

Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.

Нуждаетесь в помощи магических сил?
Задать бесплатный вопросПосмотреть все вопросы

Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.

В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.

Смысл дуа на похоронах возле могилы:

О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.

Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.

При посещении могил

Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.

Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:

  • слова произносят искренне, с чистыми мыслями;
  • муслим совершает мольбу усердно, смиренно;
  • слова дуа возносят на могиле без мирских помыслов, думая об ахирате;
  • искренне желают похороненным благословения Всевышнего.

При посещении дома умершего

Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.

Посещение дома родственника в тяжелый час укрепит, успокоит человека. Он легче перенесет утрату, примет волю Всевышнего.

Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.

Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:

Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.

Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:

Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.

Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.

Тексты дуа на кладбище

Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:

  1. У входа на кладбище приветствуют тех, кто там захоронен.
  2. Нельзя ходить между могилами во время посещения. Мусульмане хоронят умерших в нише в боковой стенке погребальной ямы. Усопшие лежат в стороне от холма.
  3. К усопшим обращаются почтительно. Читают им тексты из Корана, затем совершают мольбу.
  4. Дуа читают на любом языке. Допустимы при посещении могил заученные тексты, дуа произнесенные своими словами.

На кумыкском языке

Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:

Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.

Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.

На аварском языке

Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:

Болъон дуниял болъон дуниял лежащим гьаниб уверовавшим ва мусульманам помилует аллагь, гьелдаса къватIире нужер ва нижер, бегавулас мугъал баралдаса, гьелдаса, задержался ниж, захочет всевышний, аллагь, присоединимся аскIове нужее.

Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, аллагь, присоединимся нужее нижехъе.

Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.

Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.

Ссылка на основную публикацию

Молитва которую читают на кладбище у мусульман

Религиозное чтение: молитва которую читают на кладбище у мусульман в помощь нашим читателям.

Молитва которую читают на кладбище у мусульман

Молитва, читаемая при посещении мусульманских кладбищ:

Бисмиллахир рахманир рахим

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

ассаламу ала ахли ла илаха иллал лаху

Мир и приветствие уверовавшим в формулу: «Нет божества, кроме Аллаха!»

мин ахли ла илаха иллал лаху

От тех, кто уверовал в слова единобожия «Нет божества, кроме Аллаха!»

я ахла ла илаха иллал лаху

О, уверовавшие в слова: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

бихакки ла илаха иллал лаху

заклинаю вас священными словами: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

кайфа ваджадтум каула ла илаха иллал лаху мин ла илаха иллал лаху

какова была награда за то, что уверовали вы в слова: «Нет божества кроме Аллаха!», полученной вами от слов «Нет божества, кроме Аллаха!».

я ла илаха иллал лаху

О, Аллах! Нет божества, кроме Тебя,

бихакки ла илаха иллал лаху

Ради слов единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха!»

игфир лиман кола ла илаха иллал лаху

Прости грехи тем, кто произнесет «Нет божества, кроме Аллаха!»

вахшурна фи зумрати ман кола ла илаха иллал лаху Мухаммадун расулул лахи Алиюн валиюл лахи

Воскреси нас среди тех, кто произносил «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха, Али – друг Аллаха!»

Какие аяты и дуа желательно читать на кладбище?

Посоветуйте, какие дуа и аяты Корана желательно читать для умершего на кладбище? В какой стороне у могилы лучше встать?

Когда вы посещаете кладбище, лучше всего начинать с чтения следующего дуа:

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا، إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Перевод: Мир вам, верующие мужчины и женщины из обитателей этого места. Поистине, по воле Аллаха, мы присоединимся к вам. Мы просим Аллаха облегчить для вас и для нас
(Муслим) (1).

Далее можно почитать что-нибудь из следующих сур и аятов:

• Первые пять аятов суры Бакара;

• Последние пять аятов суры Бакара;

• Сура Ихляс (3, 7 или 12 раз).

Затем сделать дуа о том, чтобы Аллах передал вознаграждение за чтение этих сур и аятов умершему (или умершим).

Если возможно, лучше встать у ног умершего, обратившись к его голове. В противном случае, можно встать у головы умершего.

А Аллах знает лучше.

Ахмад Джафари, студент Даруль Ифта

Атланта, Джорджия, США

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار)- دار الفكر (2/ 242)1

وإن كان للاعتبار والترحم من غير بكاء والتبرك بزيارة قبور الصالحين فلا بأس إذا كن عجائز. ويكره إذا كن شواب كحضور الجماعة في المساجد اهـ وهو توفيق حسن (قوله ويقول إلخ) قال في الفتح: والسنة زيارتها قائما، والدعاء عندها قائما، كما «كان يفعله — صلى الله عليه وسلم — في الخروج إلى البقيع ويقول: السلام عليكم» إلخ.

وفي شرح اللباب للمنلا على القارئ: ثم من آداب الزيارة ما قالوا، من أنه يأتي الزائر من قبل رجلي المتوفى لا من قبل رأسه لأنه أتعب لبصر الميت، بخلاف الأول لأنه يكون مقابل بصره، لكن هذا إذا أمكنه وإلا فقد ثبت «أنه — عليه الصلاة والسلام — قرأ أول سورة البقرة عند رأس ميت وآخرها عند رجليه» ومن آدابها أن يسلم بلفظ: السلام عليكم على الصحيح، لا عليكم السلام فإنه ورد: «السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا — إن شاء الله — بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية» ثم يدعو قائما طويلا، وإن جلس يجلس بعيدا أو قريبا بحسب مرتبته في حال حياته……..(من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ، وكان له بعدد من فيها حسنات) بحر. وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي — وآمن الرسول — وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا، ثم يقول: اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم

(4/196) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی

شامی کی عبارت جو اوپر مذکور ہے نقل کی ہے قران پڑھنے کے بارے میں

(4/222) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی

قبرستان میں داخل ہو کر یوں سلام کہے «السلام عليكم دار قوم مؤمنين وانا انشاء الله بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية»، پھر میت کے پاؤں کی طرف سے چہرے کے سامنے آکر کھڑا ہو۔۔۔۔۔

(9/192)فتاوی محمودیہ-ادارہ الفاروق کراچی

قبرستان عورتوں کیلۓجانا جائز ہے لیکن نہ جانا ہی بہتر ہے

(3-92)الفتاوي التاتارخانيه-مكتبه زكريا ديوبند

سئل القاضي عن جواز خروج النساء الي المقابر فقال لا يسئل عن الجواز والفساد في مثل هذا وإنما يسئل عن مقدار ما يلحقها من اللعن فيه. واعلم بانها كلما قصدت الخروج كانت في لعنة الله وملائكته

Молитва которую читают на кладбище у мусульман

Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

Ислам в Азербайджане

Какие молитвы следует читать при посещении могилы?

Какие молитвы следует читать при посещении могилы?

При посещении могил, при входе на кладбище надо приветствовать души всех покоящихся там людей, и желательно 11 раз прочитать суру аль-Ихлас.

Было бы хорошо, чтобы человек, стоя вдоль могилы лицом к Кыбле, положил руки на могилу и семь раз прочитал суру Аль-Кадр. Чтение сур аль-Фатиха и аль-Ихлас, вслух суры Йа-син также приветствуется, то есть является мустахабом. Эти молитвы являются своего рода подарком для души умершего. Пророк всегда настаивал: «Посылайте дары усопшим».

Он говорил, что души умерших спускаются с небес и приходят к дверям того дома, где жили. Они голосом, которого не слышат их близкие, родственники, дети, просят от них подарка.

Самым хорошим подарком для усопших является молитва Аллаху для их прощения, раздавать милостыню, садага, а саваб дарить их душам, посещать их могилы, читать на могиле Коран.

Также рекомендуется три раза прочитать у могилы такую молитву: «Аллахумма инни асалюка бихагги Мухаммадин ва али Мухаммадин ан ла туаззиба хазал-меййит» (О, Всевышний, ради Мухаммеда и Али-Мухаммеда я прошу Тебя не причинять страданий этому усопшему).

Совершает ли грех человек, который заранее покупает себе саван, даже роет себе могилу? Ислам в вопросах

Трамп сравнил с мусором иммигрантов, прибывших благодаря визовой лотерее

В компаниях по продаже лекарств выдают премию за привлечение новых членов. Дозволено ли это? Ислам в вопросах

Четыре палестинца погибли при столкновениях в Израиле

«Верните Кудс Израилю!». Наша реплика

Горькая правда из уст израильского ученого Видео

“Дорога к совершенству: примеры из жизни исламских мистиков” – 11 Видео

Махмуду Аббасу подарена энциклопедия об Исламском наследии Азербайджана

Дозволено ли женщине обезглавливать животное? Ислам в вопросах

СГБ: 16 террористов были уничтожены при попытке оказать вооруженное сопротивление

Путин: Как Украина терпит то, что делает Саакашвили?

США ударили по Сирии: десятки погибших

Израильский министр: “Мы готовы стереть с лица земли Ливан”

Военнослужащий азербайджанской армии стал шехидом

Washington Post: Почему Россия победила США на Ближнем Востоке?

Девять тысяч рохинджа погибли в Мьянме за месяц

Действительно ли видный суфий Байезид Бастами был учеником имама Садига (а)? Ислам в вопросах

Премьер-министр Израиля: Стамбульская декларация ОИС нас не впечатлила

Наследный принц Саудовской Аравии приглашен в Израиль

Copyright 2002-2016, Центр Религиозных Исследований, All Rights Reserved.

Молитва которую читают на кладбище у мусульман

Какую молитву читают мусульмане на кладбище?

Вопрос:
Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры “Ясин” за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать “Ясин” и “Ихлас” у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

А шафииты считают так. Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал: “В мазхабе Шафии большую известность получило мнение, что саваб за прочитанный Коран не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что саваб – в особенности с прочтением дуа (молитвы) – достигнет умершего”. Почти все поздние ученые мазхаба Шафии, такие как Аль Газали, Ибн Салах, Навави, Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюти и Ширбини считали разрешенным чтение Корана над покойниками.

В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.

Что же касается описанного вами случая, то это обычай, и в таких случаях как правило читают первую суру Священного Корана – “аль-Фатиха”.

А Аллах знает лучше.

Смотрите также:
Читайте также:
Великолепный век Турция – содержание серий, ляпы и ошибки во время съемок

С начала показа сериал «Великолепный век» не перестает привлекать к себе внимания. В одной серии показана сцена, где султан Сулейман трапезничает со своими визирями. Нам стало интересно, соответствуют ли декорации, еда и столовые приборы тому времени, когда правил Сулейман Великолепный? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам. Рассмотрев одну единственную фотографию, эксперты пришли к интересным выводам

  • Футболист Месут Озил – мусульманин

    Месут Озил ответил на вопросы турецкой газеты «Хюрриет». Во время прошлого чемпионата мира Озил своей игрой покорил сердца болельщиков во всем мире. У ставшего общим героем немцев и турок Озила большие цели. Больше всего Озил хочет завоевать титул чемпиона мира

  • Как по Исламу можно очиститься­ от грехов?

    Вопрос: Салам алейкум. Как можно очиститься­ от грехов? У меня их полно, и я сожалею, что их совершил. Я боюсь. Что можно (или нужно) сделать, чтоб эти грехи были прощены ? (помимо совершения­ множества добрых дел в течении всей жизни) Ахмед

  • Принимается ли намаз, если женщина не носит хиджаб? (Видео)

    Люди часто спрашивают: принимается ли намаз, если женщина не носит хиджаб? И другой вопрос: девушка приняла Ислам втайне от родителей. Она не может пока что носить хиджаб и совершать намаз. Большой ли это грех?

  • Как перестать злиться: советы Пророка Мухаммада (мир ему)

    Злость — естественное чувство, которое может привести вред не только тому, в чей адрес оно направлено, но и тому, кто его испытывает. Мы несовершенны и нам свойственно впадать в крайности и временами терять самообладание, но тот, кто не стремится к контролированию проявления своих негативных чувств, далек от довольства Аллаха

  • Дуа, которая читается после еды (Транскрипция)

    «Хвала Всевышнему Аллаху, накормившего и напоившего нас, а так же обратившего нас из числа мусульман. О, Аллах! Мы желаешь Твоей Милости, блага Пророка Ибрагима и заступничества Посланника Аллаха Мухаммада.

  • Если супруги не любят друг друга, то как они будут вместе жить в Раю?

    Что касается данного вопроса, то здесь следует всегда помнить о следующих моментах:

  • 5 коранических предсказаний, которые уже сбылись

    В Коране есть немало предсказаний, которые уже сбылись. Но здесь мы упомянем только пять из них. И первые два связаны с самим Кораном…

  • Какую молитву читают мусульмане на кладбище?

    Какую молитву читают мусульмане на кладбище?

    Вопрос:
    Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)

    Ответ:

    С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

    Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

    По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

    Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры «Ясин» за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать «Ясин» и «Ихлас» у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

    А шафииты считают так. Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал: «В мазхабе Шафии большую известность получило мнение, что саваб за прочитанный Коран не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что саваб — в особенности с прочтением дуа (молитвы) – достигнет умершего». Почти все поздние ученые мазхаба Шафии, такие как Аль Газали, Ибн Салах, Навави, Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюти и Ширбини считали разрешенным чтение Корана над покойниками.

    В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.

    Что же касается описанного вами случая, то это обычай, и в таких случаях как правило читают первую суру Священного Корана — «аль-Фатиха».

    А Аллах знает лучше.

    Муфтий Илдус Файзов

    Читайте также:


    • Можно брить подмышки?

      Мы с братьями в офисе поспорили на тему можно ли брить подмышки. Они сказали, что обязательно выщипывать, а брить нельзя. Хазрат, кто прав? Как по Корану и Сунне? (Харун ар-Рашид)

    • Мудрость великих мусульман: ты создание, к которому Аллах обратился со словами «смотри»

      В течении долгого времени слушание лжи и бесполезных вещей убивает в сердце чувство сладости поклонения. Кто хочет прожить полную жизнь, пусть вычеркнет с сердца жадность и амбиции. Абдулла ибн Хубайк (рахматуллахи алейхи)

    • Гордыня в исламе

      Основополагающим принципом такого великого учения, как Ислам, являются повсеместные усилия на пути к Аллаху, что предполагает, прежде всего, внутреннюю борьбу с личными пороками. Всевышний не создал нас безгрешными, но указал нам направление для очищения души и самосовершенствования.

    • Одна из самых впечатляющих традиций Рамадана

      С ней вы точно будете знать наступление времени ифтара.

    • Впечатляющие кадры: Запретная мечеть в Мекке моется 4 раза в день

      Работа этих людей никогда не прекращается.

    • «В Судный день никто не спасется, пока не ответит на эти 4 вопроса…»

      Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал свою умму: «В Судный день никто не спасется, пока не ответит на четыре вопроса: • Как прожил…

    • «Лучше положить себе в рот раскаленный уголь, чем сказать эти слова…»

      Произнесение слов «если бы…», не является ни грехом, ни вероотступничеством. Но если же человек говорит «ах, если бы я этого не делал» в качестве…

    • 15 деяний, за которые верующим обещан Рай

      Довольство Всевышнего Аллаха – это цель и смысл жизни каждого верующего. За довольство Всевышнего Аллаха полагается лучшая обитель в мирской жизни – рай, цена которого заключается в искренней вере. Аллах Всевышний обещает рай всем тем, кто проявлял искреннюю веру и смиренность, обладал благим нравом и не обделял других людей, совершал поклонение и отдалялся от запретного.

    Молитва у мусульман при посещении могилы

    Самое подробное описание: молитва у мусульман при посещении могилы — для наших читателей и подписчиков.

    Молитва у мусульман при посещении могилы

    Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

    В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

    Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

    Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

    Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

    Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

    В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

    Молитва у мусульман при посещении могилы

    Вход пользователя

    23 Сентября 2010

    Посещение могил, его правила, и порицаемые действия, распространенные при этом

    Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: “Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни”
    (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др)

    Сказал Аль-Альбани: “У посещения могил две цели: первая – получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман”
    см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-189

    Сказал ан-Навави: “Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие”
    (см. “Шарх Навави аля Муслим”, 7/46-47)

    Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

    Узаконенные деяния при посещении могил

    Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров.

    Также узаконено дуа за мертвых мусульман, об их прощении и милости к ним.

    Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: “Было мне приказано делать дуа за них”
    (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: “Сахих”)

    И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них.

    Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом)

    И перечислим те дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них.

    1. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)

    (Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия)

    “Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!”
    (Передал Муслим, 1620)

    2. (السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)

    (Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)

    “Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам”
    (Передал Муслим, 1619)

    3. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)

    (Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум)

    “Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воиистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас”
    (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)

    4. السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا)

    (Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

    “Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев
    (в вечной жизни)
    (Муслим, 367)

    Разрешено ли женщине посещать могилы?

    Ученые разошлись на три мнения в этом вопросе: запретность, разрешенность с нежелательностью, и разрешенность без нежелательности. И третье мнение – это риваят от Ахмада, и также сказал Малик, и некоторые ханафиты. И это мнение более правильное. И на дозволенность следующие аргументы:

    1. Хадис Анаса: «Прошел Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, мимо женщины, которая плакала около могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха, и терпи!»
    (Бухари, 1283, Муслим, 927)
    . И Посланник Аллаха приказал ей не плакать, однако не запретил ей само посещение.

    2. Аиша посещала могилу своего брата. И передается от Ибн Аби Маликата, что Аиша пришла с кладбища однажды, и он спросил ее: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» И она ответила: «С могилы своего брата, АбдурРахмана ибн Аби Бакра».
    Он сказал ей: «А не запрещал ли Посланник Аллаха посещать могилы»? Она ответила: «Да, запрещал, а затем приказал посещать их»
    (Хадис достоверный, Хаким, 1-386, Бейхакы, 4-78, и основа его есть у Ибн Маджи (1569))

    3. Обобщенность на мужчин и женщин слов Посланника Аллаха: «Раньше я предостерегал вас от посещения могил, но теперь посещайте их..»
    (Муслим, 977, Абу Дауд, 3235, Ан-Насаи, 4-89, Тирмизи, 1054)

    “Основа в обращении – то что оно идет одновременно к мужчинам и женщинам, и не разрешено разделять между ними кроме как имея доказательство на это”
    (см. “Дурус Аби Исхак”, 4-18)

    Деяния, запрещенные при посещении могил

    Сюда входит дуа к мертвым об удовлетворении нужд и прощении грехов, обет им, закалывание для них жертв, тауаф (обход) вокруг их могил, и тому подобное. Все эти обряды являются видами поклонения, которые нельзя отдавать никому кроме Аллаха.

    Сказал Всевышний Аллах: “Скажи: “Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – все это для Аллаха, Господа миров, нет Ему сотоварища.”
    (сура аль-Анам 172-173)

    Сказал также Аллах: “Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня”.
    (аль-Ахкаф, 5-6)

    Передал Муслим от Али ибн Аби Толиба в своем Сахихе, что тот сказал: “Сказал мне Посланник Аллаха о четырех: проклял Аллах того, кто режет для кого-либо помимо Аллаха…


    (Муслим 1978)

    Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.”

    (Передал Бухари 4137)

    Сказал Посланник Аллаха: “Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!”
    (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

    Также сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети»
    . (Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе” Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным)

    Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения.
    Это наихудшие из творений Аллаха”
    (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528)

    3. Проведение на могилах каких-то праздников и маулидов

    Запрещается проведение на могилах каких-то празднеств и маулидов. Сказал Посланник Аллаха: “Не делайте мою могилу местом для сборищ и празднеств”
    (Абу Дауд, 1/319, Ахмад, 2-367, и др, назвали хорошим шейх-уль Ислам Ибн Теймия, хафиз Ибн Абдуль Хади, и др.)

    И если Посланник Аллаха запретил устраивать праздники на его могиле, то что говорить про могилы кого-то другого?

    Сказал аль-Альбани: “Этот хадис – доказательства на запрет устраивания праздников на могилах Пророков и праведников”
    см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-220

    К тому же, устраивание на могилах празднеств и маулидов противоречит цели посещения могил, о которой сказал Посланник Аллаха, а это напоминание о загробной жизни.

    Этому деянию нет подтверждения в достоверной Сунне, поэтому это является порицаемым нововведением.

    Сказал Аль-Альбани: “Что же касается чтение Корана при посещении могил, то это из того чему нет основы в Сунне, однако упомянутые хадисы о посещении могил указывают на отсутствие законности этого, ведь если бы это было узаконено, то непременно делал бы это Посланник Аллаха, и научил бы этому своих сподвижников, особенно когда спросила его Аиша, что ей говорить, когда она будет посещать могилы, и он научил ее лишь саляму и дуа”
    (см. “Ахкамуль джанаиз”, 1
    /191)

    И также, ясное указание на то, что на кладбищах не читается Коран, содержится в хадисе, который передал имам Муслим: “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину, шайтан убегает из дома, в котором читается сура “Аль-Бакара”

    (Муслим, 2-188, Тирмизи, 4-42, и др)

    И сравнил Посланник Аллаха дом, в котором не читается Коран, с кладбищем, и это подкрепляет тот смысл, о котором идет речь.

    Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи, один из главных учеников имама Ахмада:

    القراءة عند القبر بدعة، وإن نذر أن يقرأ كفر عن يمينه، ولم يقرأ لما روى أبو هريرة عن النبي ـ صلى الله عليه وسلم أنه قال: لا تجعلوا بيوتكم مقابر، فإن الشيطان ليفر من البيت يقرأ فيه البقرة فلولا أن المقبرة لا يقرأ فيها لم يشبه البيت الذي لا يقرأ فيه بالمقبرة

    “Сказал имам Ахмад
    : “Чтение у могилы – нововведение. И если кто то дал обет так делать – пусть искупит его, но не читает. И довод на это – то что передал Абу Хурейра от Пророка (мир ему): “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину шайтан бежит из дома где читается сура аль-Бакара”. И уподоблен дом в котором не читается Коран кладбищу, лишь потому что на кладбище нельзя читать”

    Источник: “Ар Риваятейн уаль уаджхейн”, стр. 92

    Что же касается “хадиса”: “Читайте вашим мертвым суру “Ясин”, то он является недостоверным, по причине наличия в его иснаде неизвестных передатчиков. Признали его таковым имам Ад-Даракутни, хафиз Ибн Каттан, и многие другие алимы. (см. “Сильсиля Ад-Даифа”, 5861, “Арадатуль ахузи”, 6-34, “Аль-уахм уаль ихам”, 5-49, “Аль-Азкар”, 1-122, “Талик аля сахих Ибн Хиббан”, 7-269, Ат-Тальхыс, 2-104, и др)

    5. Обращение в сторону могил для дуа к Аллаху за умерших

    Сказал Посланник Аллаха: “Не молитесь в сторону могил”
    (Муслим, 1613)

    Сказал Аль-Альбани: “Не следует обращаться в сторону могил во время дуа, по причине предостережения от молитвы в сторону могил”
    см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-194

    Сказал аль-Куртуби в разьяснении слов “..Не молитесь в их сторону..”
    : “То есть: не примайте их за киблу, не молитесь на них или в направление их, подобно тому, как поступали иудеи и христиане. Потому что это рано или поздно приводит к тому, что начинают поклоняться тем, кто в этих могилах. Это же послужило тому, что стали поклоняться идолам” см.

    «Джамиуль ахкамуль куран» 10/573.

    Поэтому для молитвы за мертвых нужно обращаться в сторону Киблы.

    Сказал Посланник Аллаха: “Ходить по горячим углям или по лезвию меча, или чинить сандалии своими ногами
    (поскольку это трудно действие – прим.) было бы лучше для меня, чем ходить по могиле мусульманина”
    (Ибн Маджа, 1567, его иснад достоверный)

    Сказал Посланник Аллаха: “Нет для меня разницы между тем, чтобы опорожниться среди могил или посреди рынка
    (имеется ввиду, в степени отвратительности и порицаемости)
    (Ибн Маджа, 1567)

    Передал Абу Дауд, и другие, от Башир Ибн Хасасия, что Посланник Аллаха увидел на кладбище человека, идущего между могил в двух сандалиях, и сказал ему: “О обладатель обуви, сбрось твою обувь!”

    И тот, когда узнал Пророка, снял свои сандали и отбросил их в сторону. (Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-288, Ибн Маджа, 1-474, Ибн Аби Шейба, 4-170, и др)

    Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: “Снятие сандалий на кладбище – приказ Пророка”
    см. “Масаиль ан-Найсабури”, 953

    Однако если состояние климата не позволяет проходить иначе, как в обуви, то в этом нет проблем инша Аллах.

    Передал Муслим, от Джабира, что тот сказал: “Запретил Посланник Аллаха покрывать могилы гипсом, сидеть на них, строить на них возвышения, поднимать их уровень, и писать на них”
    (Муслим, 3-62, Тирмизи, 2-155, Бейхакы, 4-4)

    Передал также Муслим, от Абу Хурейры: “Воистину, сидеть на горящих углях для вас так, что загорится ваша одежда, и дойдет до вашей кожи, лучше, чем сидеть на могиле”
    (Муслим)

    Сказал шейх Ибн Усаймин: “Этот хадис доказывает, что запрещено сидеть на могиле мусульманина, и если он хочет присесть, то пусть сядет сзади могилы, или спереди, или слева, или справа, что же касается того, чтобы сидеть на ней, то это запретно”
    (см. “Шарх рияд ас-солихин”, 1-2112)

    10. Громкий плач и причитания о покойном

    Сказал Посланник Аллаха: “Воистину, мертвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных”
    (Бухари 1292, Муслим 927)

    Сказала Умм Атыйя: «Когда мы клялись в верности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он взял с нас обещание не причитать по покойникам”
    (Бухари, 1306)

    Сказал Посланник Аллаха: “Двое из людей в куфре: громко оплакивающая мертвого..”
    (Муслим, 1-45)

    И пришло много хадисов, предостерегающих от плача и причитания по мертвым, и это считается из больших грехов.

    Что же касается грусти, и слез, без подобных громких проявлений, то это разрешено, по причине хадиса Анаса, который сказал: «Я присутствовал на похоронах дочери Пророка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел возле ее могилы, а из его глаз текли слезы».

    (Бухари, 1285)

    Сказал имам Ибн Абдуль Барр: “Что же касается слез из глаз, и грусти в сердце, то Сунна утверждена о том, что это дозволено, и на этом большое количество ученых”
    (см. “Аль-истизкар”, 3-67)

    11. Выделение специального дня для посещения могил

    Выделение специального дня для посещения могилы является также новшеством, не узаконеным в Шариате, и дозволено посещать могилы в любое время, не выделяя для этого какой-то особенный и специальный день. Было спрошено у Постоянной Комиссии по фетвам: “Первый и последний день месяца Раджаб люди выделяют для посещения могил, это разрешено или нет?”

    Ответ: Не разрешено выбирать какой-то особенный день из года, ни джума, ни первый день месяца Раджаб, ни последний, специально для посещения могил, по причине отсутствия доказательства на это. И лишь узаконено посещать их тогда, когда облегчится это, без конкретизиации какого-то особенного дня для посещения, согласно словам Посланника Аллаха: “Посещайте могилы, поистине, они напоминают вам о будущей жизни”

    шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, шейх Абдур-Раззак аль Афифи, шейх АбдуЛлах аль Гудаян, фетва 8818

    12. Паломничество к могилам лишь с целью посещения их

    Не разрешено совершать специальные путешествия и паломничества к каким-то могилам с целью их посещения, согласно хадису: Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса»
    (Муслим, 2475, Бухари, 1858, и др)

    ­
    Сказал имам Ибн Акиль: “Такое путешествие запрещено”
    см. “Мугни”, 2-93

    И также это мнение сподвижников Абу Хурейры, Басры аль-Гифари, Ибн Аббаса, и многих ученых последующих поколений.

    13. Жертвоприношение Всевышнему Аллаху на могилах

    Сказал Посланник Аллаха: “Нет жертвоприношения на могилах в Исламе”
    (Абу Дауд, 2-71, Бейхакы, 4-57, Ахмад, 3-197, сказал шейх Альбани: иснад сахих, на условиях Бухари и Муслима)

    Сказал мухаддис-саляф Абдур-Раззак: “Мушрики приносили в жертву овцу или корову на могиле”
    (Абу Дауд, 2-71)

    Поэтому является запрещенным приносить жертву на могиле даже ради Лика Всевышнего Аллаха.

    14.Табаррук (обтирание об могилы и целование их с целью получения благословения)

    Данное деяние не узаконено в нашем Шариате, и не передается побуждений к этому, либо подобных действий, ни от Пророка, ни от его сподвижников, поэтому все это является порочным нововведением, запрещенным в Шариате.

    Сказал Посланник Аллаха: “Каждое нововведение – это заблуждение”
    (Дарими, 95, Ибн Маджа, 42, Ибн Хузейма, 1785, и др, иснад достоверный)

    15. Зажигание светильников над могилами

    Передал Тирмизи, и другие, от Ибн Аббаса, что сказал он: “Проклял Посланник Аллаха зажигающих над могилами светильники”
    (Бейхакы, 934, Тирмизи, 294, Ан-Насаи, 2016, Ибн Хиббан, 3179, и назвали его достоверным имам Тирмизи, и другие)

    Разрешено ли посещение могил кафиров?

    Посещение могил кафиров разрешено, но лишь с целью получения урока и размышления, однако нельзя делать за них дуа о прощении, и просить для них милости. Из доказательств этому – хадис, который передал Муслим, от Абу Хурейры: “Посетил Посланник Аллаха могилу своей матери, и заплакал, и заплакали все кто был вокруг него, и он сказал: “Я попросил разрешения у моего Господа попросить прощения за нее, и Он не разрешил мне, и попросил у него разрешения посетить ее могилу, и Он разрешил мне, так посещайте же могилы, поистину в них напоминание о смерти”
    (Муслим, 3-65, Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-286, и др.)

    И в конце работы– просим Аллаха простить нам, и нашим мертвым братьям и сестрам, и всем мусульманам – и дать нам хороший конец!

    И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

    Кладбище и могила

    Смерть и похороны
    Похороны
    Кладбище и могила

    Согласно Сунне могила может иметь небольшой холмик[1]. Можно также поставить камень[2], на котором будут написаны фамилия, имя, отчество и годы жизни. Не более того. Превращать могилы в нечто особо выделяющееся, а тем более в мавзолеи — канонически запрещено[3]. С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил. 

    Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище? 

    Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

    Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. Св. Коран, 2:286).

    Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.    

    У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем — положитесь на Бога.

    Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное — предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах. 

    Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.

    1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

    2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней[4]. То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

    Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены[5]. При желании он может отказаться от него.

    3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

    Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

    Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае — если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

    Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

    Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

    Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

    Можно.

    Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

    Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу. 

    Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

    Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

    Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

    Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

    Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас)[6].

    Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

    Чего-то специального нет. Приход на кладбище — назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах[7]. Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

    Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

    Разницы нет, как хотите. Главное — не садиться на саму могилу[8].

    Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».

    Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

    В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

    Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

    Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

    Не стоит всего этого делать.

    Канонических требований по оформлению могил нет. Главное — скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

    Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

    Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

    С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

    Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

    Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости. 

    Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

    Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см — это чье-то личное умозаключение.

    Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

    Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время — неважно.

    Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

    По мнению всех мусульманских богословов это возможно лишь в вынужденных ситуациях, когда из-за трагических событий, военных действий или эпидемий гибнет одновременно много человек[9]. По этому поводу есть достоверный хадис, в котором приведены слова Пророка о возможности хоронить двоих, а также троих в одной могиле[10]. Если подобное происходит, то между телами делается некая земляная преграда[11].

    1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

    2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

    1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут[12]»[13].

    2. Глупость, кем-то выдуманная.

    Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

    Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий[14].

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 90, хадис № 1465.

    [2] Там же. С. 91, 92, хадис № 1469 и пояснение к нему.

    [3] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 92, хадис № 1470; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 273, 274.

    [4] См.: Св. Коран, 2:234.

    [5] Если у жены есть ребенок (от этого мужа или другого), тогда настоящему ее мужу причитается ¼ часть ее наследства. Если же детей нет, тогда — ½ часть. И это после выплаты ее долгов. См.: Св. Коран, 4:12.

    [6] См., например: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 274; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 122, 123; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 364, хадис № 3237, «сахих».

    [7] См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

    [8] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

    [9] Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

    Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

    [10] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.

    [11] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

    [12] То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

    [13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

    [14] См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

    Ссылка на основную публикацию