Благословенная защита: зачем нужна молитва перед венчанием и во время таинства?

Благословенная защита: зачем нужна молитва перед венчанием и во время таинства?

Чтение молитв в церкви, на торжественной церемонии венчания или до нее, во время духовной подготовки дома, – один из важнейших обрядов таинства. Молитва позволяет новобрачным почувствовать особенную возвышенность момента и защитить зародившееся счастье от чужих злых взглядов. Каждое сказанное священником слово – важно, но не менее важны и ваши собственные молитвы, а также пожелания родителей и близких.

Кому разрешено?

Долгие годы купить духовные книги даже посещающему храм человеку было сложно, поэтому молитвословы передавались из поколения в поколение, заботливо хранились, а отдельные молитвы даже переписывались вручную.

Сегодня подобной проблемы нет, и требник можно купить в церковной лавке или вовсе найти в сети. Но стоит помнить, что чтение молитв неподготовленными людьми считается грехом.
Кроме того, если вы устраиваете домашнее венчание, то самостоятельно читать духовные тексты и вовсе запрещено.

Важно!
Перед венчанием необходимо посетить духовника, исповедаться, очистить душу от всего мирского, мелочного, наносного.

Значение молитвы в православной церкви

Таинство может проводить только священник и только в храме
, за исключением ситуаций, выходящих за рамки типичных, например, обручение в военное время. Лишь при соблюдении всех правил обряд будет совершён верно, миряне же неизбежно допустят ошибки и вместо благословения получится кощунство – не лучшее начало совместной жизни.Если по незнанию или любопытству вы всё же прочитали молитву из требника, то правильнее всего сходить на исповедь, признаться в прегрешении и выполнить положенную эпитимью.

Охранные

Таинство венчания, как любой другой сакральный обряд, окружено множеством примет и суеверий. Упавшие кольца, оторвавшаяся пуговица, слишком рано погасшая свеча, дождь, приснившийся обряд да даже чей-то косой взгляд – всё это способно напугать и без того взволнованную невесту.

Православное духовенство не слишком хорошо относится к суевериям и заговорам
, считая их в лучшем случае бесполезными, а в худшем – вредными. Если вы не уверены в благочестии выбранных слов, то лучше использовать обычную молитву о здравии новобрачных.

Чтобы защитить светлый праздник от происков дьявола, читаются охранные материнские молитвы.
Мать может молить как за своё чадо, так и за его избранника или избранницу, ведь они практически стали одной семьёй.Молиться может и сама невеста – о будущей семье, детях, своём избраннике или родителях.
Любая искренняя, бескорыстная просьба способна защитить важных нам людей при чистоте помыслов и крепкой вере.

Какие читать в день венчания?

За продолжительный, обычно растягивающийся на час обряд священник успевает прочесть молодым как необходимые выдержки из Библии, так и три молитвы.
Все эти слова являются разом благословением и наставлением для новобрачных, а потому слушать их стоит внимательно, с безграничным трепетом и уважением.

О Благословении молодых

Важно!
Глубинный смысл молитвенных слов – в верности друг другу, любви и продолжении семьи в детях, внуках, правнуках.

Первая молитва повествует об известнейших библейских брачных союзах
, начиная от Адама и Евы, просит о мирной, долгой и спокойной жизни для новобрачных.Говорится также о том, что деторождение в браке угодно Богу.
Если не освященное познание мужчиной женщины является в православии грехом, то брачное ложе оставляет супругов целомудренными.

Священносовершитель

Вторая молитва воспевает тайну и чистоту брачных уз
, повелевает мужу быть главой семьи, а жене – его послушной, верной опорой.

Упоминается не только сама пара, но также празднующие этот светлый день вместе с ними родные и близкие, особенно родители.

Проводится параллель между супружеством и мученичеством
, но не в смысле уменьшения радости, а в том, что оба эти пути ведут к Богу.

Благословение и утверждение обручения

Третья молитва соединяет сказанное в двух предыдущих, закрепляет союз вечной печатью
, ведь три – священное число в христианстве. После неё на новобрачных возлагаются венцы, или же свидетели держат их над головами. Возложение венцов – кульминация таинства, алхимическое сочетание двух людей и превращение их в единую семью.

Текст

Ниже приведён текст третьей молитвы, являющейся самой важной в обряде венчания:

«Боже Святой, из земли создавший человека, и от ребра его образовавший жену, и сочетавший ее ему в качестве помощницы, потому что было угодно Твоему величию, чтобы человек не был одиноким на земле, — Ты и ныне, Владыка, пошли Свою руку от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя), ибо Тобою сочетается жена с мужем. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину. Даруй им плод чрева — благочестивых детей.

Полезное видео

При подготовке к обряду венчания большое внимание уделяют необходимым атрибутам: кольцам, свечам, иконам. Но не стоит забывать о том, что основу обряда составляют молитвы, а порядок проведения таинства подчинен особым правилам. О том, как подготовиться, какие молитвы прочитать, какой смысл вкладывается церковью в венчание и как оно проходит, расскажет видео:

Заключение

Молитвы, читаемые до и во время венчания, – мощный сакральный посыл, словесное выражение таинства созидания новой семьи. Охранные искренние слова, сказанные матерью, свекровью или самой невестой защитят вновь созданную семью, настроят на верность друг другу и беззаветную преданность.
Специальные молитвы, прочитанные священникам, закрепят ваш союз на земле и небесах.

Христианская молитва венчания

Данная статья содержит: христианская молитва венчания — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Венчальная молитва для православных христиан

Венчание – важнейшее событие в жизни православного верующего человека. Юные девушки с трепетом думают об этом дне, когда они смогут надеть красивое платье, и священник поведет их с избранником к алтарю под прекрасное и торжественное пение хором венчальных молитвенных песнопений. В этот важный день все внимание приковано к молодым, и, если супружеская жизнь складывается благополучно и счастливо, то на протяжении всей жизни воспоминание об этом дне вызывает у них светлую улыбку. Однако православное венчание это не просто красивый и торжественный праздник.

Это очень сильное таинство церкви, когда, вовремя чтения священником венчальных молитв, по доброй воле соединяются два любящих человека для совместного проживания в любви и согласии, рождения и воспитания в православной вере детей. Венчальные молитвы составляют основу таинства венчания в церкви.

Православные венчальные молитвы благословляют брак

В венчальных молитвах священник просит Бога соединить молодых не только видимо, он обращается к нему с просьбой соединить их сердца, научить супруга терпению, любви, снисходительности по отношению к жене, а супругу – мудрости, смирению, мягкости, послушанию. В современном мире, к сожалению, отсутствует культура добрачного воспитания юношей и девушек, у многих перед глазами негативные примеры разрушенных семей их родителей, поэтому именно этих качеств им часто так не хватает.

Венчальные молитвы поэтому следует слушать очень внимательно, и, несмотря на вполне понятное волнение, стараться вникнуть в каждое их слово. Это очень важно, ведь священник, читая венчальную молитву, молится не о ком-то, не выполняет внешний обряд, он молится о благополучии Вашей предстоящей супружеской жизни!

Венчальные молитвы нельзя читать мирянам

Сегодня в иконных лавках любой мирянин в свободном доступе может купить требник, в котором собраны молитвы, читаемые священником, в том числе и венчальные. Многих это может ввести в соблазн, ведь среди рядовых людей считается, что священнические молитвы особенные, сильные.

Запомните, что ни при каких обстоятельствах не благословляется мирянину читать самостоятельно венчальные молитвы, и вообще любые молитвы из требника. Это может привести к непоправимым, тяжелым последствиям для Вашей души. Если по незнанию Вы читали сами текст венчальной молитвы, то обязательно сходите в церковь и исповедуйте этот грех.

Текст православной молитвы при венчании в церкви

из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33):

Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Bookitut.ru

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.

Блаженны все, боящиеся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Ходящие по путям Его.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Плоды трудов твоих ты будешь есть.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Блажен ты, и хорошо тебе будет.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Сыновья твои — как саженцы масличные вокруг трапезы твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Затем священник обращается к жениху и невесте с поучительным словом, объясняя им, в чем состоит Таинство Брака и как богоугодно и достойно им следует жить в супружестве.

По окончании же слова спрашивает священник жениха:

Имеешь ли ты, (имя)
, намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя)
, которую здесь пред собою видишь?

И отвечает жених:
Имею, честной отче.

Священник:
Не давал ли обещания иной невесте?

Жених:
Не давал, честной отче.

И тотчас священник, обращаясь к невесте, спрашивает и ее:

Имеешь ли ты, (имя)
, намерение доброе и непринужденное и твердую мысль взять себе в мужья этого (имя)
, которого здесь пред собою видишь?

И отвечает невеста:
Имею, честной отче.

Священник:
Не давала ли обещания иному мужу?

И отвечает невеста:
Не давала, честной отче.

Тогда возглашает диакон:
Благослови, владыка!

Священник:
Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!

Диакон:
В мире Господу помолимся.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех
, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя)
и о господине нашем (
высоко)
преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя)
, почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием
Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О рабах Божиих (имя)
и (имя)
, ныне сочетающихся друг с другом в общение брака и о спасении их Господу помолимся.

О благословении этого брака, как брака
в Кане Галилейской, Господу помолимся.

Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.

Да возвеселятся они, видя сынов и дочерей, Господу помолимся.

Да будет даровано им утешение добрыми чадами и безупречное житие, Господу помолимся.

О даровании им и нам всех ко спасению прошений, Господу помолимся.

Об избавлении их и нас от всякой скорби, гнева, [
беды]
и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Священник возгласно:
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Священник возглашает следующую молитву:
Боже пречистый и всего творения Создатель, ребро праотца Адама по Своему человеколюбию претворивший в жену, и благословивший их, и сказавший: «Плодитесь, и размножайтесь, и владейте землею», и объявивший их обоих единым целым через супружество: ведь ради этого оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую, и тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает. Ты служителя Твоего Авраама благословивший и отверзший утробу Сарры, и соделавший его
отцом множества народов! Исаака Ревекке даровавший, и рождением чад
ее благословивший! Иакова с Рахилью соединивший и двенадцать патриархов от него явивший! Иосифа и Асенефу сочетавший, плод деторождения — Ефрема и Манассию им даровав! Захарию и Елисавету принявший и Предтечею Своим
их чадо объявивший! От корня Иессеева по плоти израстивший Приснодеву и от Нее воплотившийся, и родившийся для спасения рода человеческого! По неизреченному Твоему дару и многой благости пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший, дабы явить, что Твоя воля есть законное супружество и от него деторождение: Сам Владыка Всесвятой, прими прошение нас, молящих Тебя, и, как там, и
здесь невидимо попечение Свое явив, благослови этот брак и подай этим рабам Твоим (имя)
и (имя)
жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец. Сподоби их увидеть детей у детей своих
, ложе их в безопасности от козней вражиих
сохрани, и дай им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея и всякого блага, чтобы они могли
уделять их
и нуждающимся, даруя вместе и тем, кто с ними
, все, ко спасению просимое.

Ибо Ты — Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Священник же возглашает и следующую молитву:
Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле. Сам и ныне, Владыка, ниспошли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай этого раба Твоего (имя)
и эту рабу Твою (имя)
, ибо по воле
Твоей сочетается с мужем жена. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми.

Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Затем священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:

Венчается раб Божий (имя)
с рабою Божией (имя)
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Произносит же это трижды, начертывая образ Креста]

Также венчает и невесту, говоря:

Венчается раба Божия (имя)
с рабом Божиим (имя)
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Подобным образом и это произносит трижды]

Также благословляет их трижды, возглашая:

Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!

Возложил Ты на главы их венцы из драгоценных камней, / жизни они просили у Тебя и Ты дал им. Стих:
Ибо дашь им благословение во век века, возвеселишь их радостью пред лицом Твоим. Ср. Пс 20:Чб, 5а, 7.

Чтец:
К Эфесянам послания святого апостола Павла чтение.

Послание к Эфесянам, зачало 230б

Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом. Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он — Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего–либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа. Еф 5:20–33.

Стих:
Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8.

Диакон:
Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие!

Священник:
От Иоанна святого Евангелия чтение.

Хор:
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Евангелие от Иоанна, зачало 6

В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Ин 2:1–11.

Священник:
Мир тебе, благовествующему!

Хор:
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон:
Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении рабов Божиих (такого–то и такой–то — имена новобрачных)
, [
и о предстоящих людях, ожидающих от Тебя богатой милости.]

Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Священник произносит следующую молитву:
Господи, Боже наш, по спасительному Твоему промыслу удостоивший брак в Кане Галилейской открыто почтить Своим пришествием, Сам ныне рабов Твоих (имя)
и (имя)
, которым Ты благоволил соединиться (друг с другом), в (мире и) единомыслии сохрани, священным их брак яви, непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои.

Возгласно:
Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Диакон:
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Дня сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Священник возглашает:
И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать.

Народ:
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:
Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

Диакон:
Главы ваши пред Господом преклоните!

Также приносится общая чаша, и священник благословляет ее, произнося следующую молитву.

Священник:
Боже, все сотворивший силою Твоею, и утвердивший вселенную, и украсивший венец всего, Тобою сотворенного, и эту общую чашу подавая сочетавшимся ко общению брака, благослови благословением духовным.

Возгласно:
Ибо благословенно Твое имя, и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Также священник, взяв общую чашу, преподает им трижды: сперва мужу, а потом жене, [и поет на глас 1

Чашу спасения приму и имя Господне призову.]

И тотчас священник берет их и трижды обводит вокруг аналоя, восприемник же сзади придерживает венцы. И поет священник или хор следующие тропари:

Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем.

Святые мученики, / прекрасно подвизавшиеся и увенчанные, / ходатайствуйте пред Господом / о помиловании душ наших.

Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, мучеников радость, / тех
, чья проповедь / — Троица единосущная.

Затем священник приподнимает венец жениха и говорит:

Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и умножься, как Иаков, шествуя в мире и исполняя в правде заповеди Божии.

И, приподнимая венец невесты, говорит:

И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и возвеселись, как Ревекка, и умножься, как Рахиль, веселясь о своем муже, храня пределы закона: ибо так благоволил Бог.

Священник молитву:
Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший! Благослови этих рабов Твоих, по Твоему промыслу соединившихся ко общению брака: благослови их при
входе и выходе их
, умножь все
блага в жизни их, прими венцы их [Здесь священник снимает венцы с голов новобрачных]
в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих
козней соблюдая их
во веки веков.

Диакон:
Главы ваши пред Господом приклоните.

И молится священник:
Отец, Сын, и Святой Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, единое Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долголетие, счастье в детях, успех в жизни и вере, и да исполнит вас всех благ на земле, и да удостоит вас вкусить и обещанных будущих
благ, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, аминь.

Затем
все

подходят и поздравляют их; и после взаимного целования и священник произносит отпуст.

Хор:
Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.

Священник:
Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Священник говорит отпуст:
В Кане Галилейской Своим присутствием брак священным объявивший, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых Богом венчанных царей и равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.

 

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.

Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

 День Венчания:

  • выбирается дата и отпрвляется письмо в форме обратной связи предоставленная ниже на сайте. Указываются имена брачующихся, желаемая дата и время. Далее с Вами связывается представитель хрма или священник. Телефон для срочной связи (+7 (962) 551-56-66, Отец Сергий).
  • для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни

    женского месячного очищения Таинство Венчания

    не производится;
  • выбранная вами дата  должна быть заранее согласована со священником:
  • Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
  • по предварительному согласованию со священником вы можете украсить

    Храм цветами;
  • фото и видеосъемка  – 1 человек фотограф и 1 человек видеограф.

Для таинства Венчания необходимо:

  • Венчальную пару икон  – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся

    родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
  • Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке или можно внести пожертвование на венчальные свечи выбрав их в требах. В этом случае они будут предоставлены в день венчания.
  • Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или

    розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять

    на нем вдвоем;
  • Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.

    По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха золотое, а у невесты  серебряное (по желанию).

Обязательные требования для венчающихся:

  • пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств

    друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном

    расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
  • постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с

    возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего

    избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза

    это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению

    брака, заключенного перед Господом;
  • «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение,

    уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

  • должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят

    супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения

    Церковь освятить не может;
  • не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
  • не могут состоять:

                              •    в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства

    (т.е., например, с троюродным братом

    или сестрой);

                             •    в духовном родстве:

    –  если желающие вступить в брак

    являются крестным и крестной

    у одного и того же человека;

    –  если вы желаете вступить в брак

    с вашим крестником или крестницей;

    –  если вы желаете вступить в брак

    с вашим крестным или крестной;
  • должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего

    богослужения);
  • прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия

    – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

    В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
  • должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся: 

  • за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:

    •   постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока

    и молочных продуктов,  а если супружеская жизнь

    уже имеет место – воздержание от брачных

    отношений;

    •   и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется

    правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); Ссылки на молитвы для загрузки предоставлены выше.
  •  жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

Требования к свидетелям.

  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной

    вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили

    благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть

    верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не

    зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще

    не могут приступать к Церковным Таинствам.
  • наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;

Некоторые особенности одежды невесты:

  •  у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или

    платок);
  •  плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  •  платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке

    какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда

    невесте уже не положено;
  • косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном

    количестве.
  • т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в

    совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было

    удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит

    считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно

    заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления

    в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).

Церковь не освящает союз между или с:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например,

    мусульмане). Принадлежащий к нехристианской

    конфессии крещенным быть не может. Поэтому он

    не может участвовать в православном таинстве,

    каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья

    официально подтвержденная душевная болезнь,

    лишает их возможности свободно и осознанно

    проявлять свою волю.

Возможные варианты для Венчания:

  • в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении

    конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может

    дать только правящий архиерей;
  •  православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с

                 инославными (с католиками, протестантами, лютеранами,

    армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и

    воспитаны в Православии.

Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

  •  если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском

    браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для

    церковного брака добавляется еще и условие благословления

    архиерея на новый брак;
  • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство

    Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в

    четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае

    – впервые);
  •  лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,

    вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и

    выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими

    правилами.

Вступление в брак с духовным лицом:

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником,

    то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения

    вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных

    ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:

  •  если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  •  у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

  • Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
  • по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением

                 к молитвам, которые произносятся священником:  в течении всей

    церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только
  • женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими

    словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  •  если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии,

    пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме,

    где совершается молитва;
  • по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и

    смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания? 

Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон  благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя,  девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
  • Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
  •  за Венчанием последует супружеская ночь;
  • т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь

    попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
  • при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,

    когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы). 

Краткое описание Обручения:

  • Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания

    вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед

    лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу

    и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом

    Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,

    а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед

    лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую

    жизнь.
  •  Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,

    который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,

    произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные

    свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие

    жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от

    лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,

    все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в

    ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает

    молитву, после чего надевает кольцо жениху,  троекратно осеняя его

    крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся

    обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,

    Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и

    утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их

    новой жизни.

Краткое описание Венчания:

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными

    свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,

    прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на

    полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся.

    Священник задает вопросы жениху (потом невесте) –   подтверждают

    ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак

    и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему

    лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству

    Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии

    душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа

    благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть

    брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их

    в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему

    поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца

    и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен

    образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая

    благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою

    и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным

    благословлением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:

    “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

    ο    Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз

    уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа

    за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за

    свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх

    опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.

    Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной

    жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу

    Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского

    союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак

    был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии

    от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением

    неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве

    поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених

    и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет

    ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,

    отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку

    мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее

    кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви,

    соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит

    священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,

    ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов

    похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает

    венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных

    неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва

    (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются

    именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой

    любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону

    Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются

    местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им

    крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,

    невесте — образ Пресвятой Богородицы.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.

Блаженны все, боящиеся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Ходящие по путям Его.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Плоды трудов твоих ты будешь есть.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Блажен ты, и хорошо тебе будет.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Сыновья твои — как саженцы масличные вокруг трапезы твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Затем священник обращается к жениху и невесте с поучительным словом, объясняя им, в чем состоит Таинство Брака и как богоугодно и достойно им следует жить в супружестве.

По окончании же слова спрашивает священник жениха:

Имеешь ли ты, (имя)
, намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя)
, которую здесь пред собою видишь?

И отвечает жених:
Имею, честной отче.

Священник:
Не давал ли обещания иной невесте?

Жених:
Не давал, честной отче.

И тотчас священник, обращаясь к невесте, спрашивает и ее:

Имеешь ли ты, (имя)
, намерение доброе и непринужденное и твердую мысль взять себе в мужья этого (имя)
, которого здесь пред собою видишь?

И отвечает невеста:
Имею, честной отче.

Священник:
Не давала ли обещания иному мужу?

И отвечает невеста:
Не давала, честной отче.

Тогда возглашает диакон:
Благослови, владыка!

Священник:
Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!

Хор:
Аминь.

Ектения великая

Диакон:
В мире Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О святом храме сем и о всех
, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя)
и о господине нашем (
высоко)
преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя)
, почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О рабах Божиих (имя)
и (имя)
, ныне сочетающихся друг с другом в общение брака и о спасении их Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О благословении этого брака, как брака
в Кане Галилейской, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Да возвеселятся они, видя сынов и дочерей, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Да будет даровано им утешение добрыми чадами и безупречное житие, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

О даровании им и нам всех ко спасению прошений, Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Об избавлении их и нас от всякой скорби, гнева, [
беды]
и нужды Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Хор:
Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор:
Тебе, Господи.

Священник возгласно:
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник возглашает следующую молитву:
Боже пречистый и всего творения Создатель, ребро праотца Адама по Своему человеколюбию претворивший в жену, и благословивший их, и сказавший: «Плодитесь, и размножайтесь, и владейте землею», и объявивший их обоих единым целым через супружество: ведь ради этого оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую, и тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает. Ты служителя Твоего Авраама благословивший и отверзший утробу Сарры, и соделавший его
отцом множества народов! Исаака Ревекке даровавший, и рождением чад
ее благословивший! Иакова с Рахилью соединивший и двенадцать патриархов от него явивший! Иосифа и Асенефу сочетавший, плод деторождения — Ефрема и Манассию им даровав! Захарию и Елисавету принявший и Предтечею Своим
их чадо объявивший! От корня Иессеева по плоти израстивший Приснодеву и от Нее воплотившийся, и родившийся для спасения рода человеческого! По неизреченному Твоему дару и многой благости пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший, дабы явить, что Твоя воля есть законное супружество и от него деторождение: Сам Владыка Всесвятой, прими прошение нас, молящих Тебя, и, как там, и
здесь невидимо попечение Свое явив, благослови этот брак и подай этим рабам Твоим (имя)
и (имя)
жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец. Сподоби их увидеть детей у детей своих
, ложе их в безопасности от козней вражиих
сохрани, и дай им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея и всякого блага, чтобы они могли
уделять их
и нуждающимся, даруя вместе и тем, кто с ними
, все, ко спасению просимое.

Ибо Ты — Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник же возглашает и следующую молитву:
Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества
телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя)
и (имя)
: и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества
, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя)
и рабу Твою (имя)
и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник же возглашает и следующую молитву:
Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле. Сам и ныне, Владыка, ниспошли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай этого раба Твоего (имя)
и эту рабу Твою (имя)
, ибо по воле
Твоей сочетается с мужем жена. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми.

Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Затем священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:

Венчается раб Божий (имя)
с рабою Божией (имя)
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Произносит же это трижды, начертывая образ Креста]

Также венчает и невесту, говоря:

Венчается раба Божия (имя)
с рабом Божиим (имя)
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Подобным образом и это произносит трижды]

Также благословляет их трижды, возглашая:

Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!

Диакон:
Будем внимать!

Священник:
Мир всем!

Чтец:
И духу твоему.

Диакон:
Премудрость!

Прокимен, глас 8

Возложил Ты на главы их венцы из драгоценных камней, / жизни они просили у Тебя и Ты дал им. Стих:
Ибо дашь им благословение во век века, возвеселишь их радостью пред лицом Твоим. Ср. Пс 20:4б, 5а, 7

Диакон:
Премудрость!

Чтец:
К Эфесянам послания святого апостола Павла чтение.

Диакон:
Будем внимать!

Послание к Эфесянам, зачало 230б

Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом. Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он — Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего–либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа. Еф 5:20–33

Священник:
Мир тебе!

Чтец:
И духу твоему.

Диакон:
Премудрость!

Аллилуия, глас 5

Стих:
Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8

Диакон:
Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие!

Священник:
Мир всем!

Хор:
И духу твоему.

Священник:
От Иоанна святого Евангелия чтение.

Хор:
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон:
Будем внимать!

Евангелие от Иоанна, зачало 6

В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Ин 2:1–11

Священник:
Мир тебе, благовествующему!

Хор:
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения сугубая

Диакон:
Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.

Хор:
Господи, помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор:
Господи, помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор:
Господи, помилуй (3)
.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении рабов Божиих (такого–то и такой–то — имена новобрачных)
, [
и о предстоящих людях, ожидающих от Тебя богатой милости.]

Хор:
Господи, помилуй (3)
.

Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник произносит следующую молитву:
Господи, Боже наш, по спасительному Твоему промыслу удостоивший брак в Кане Галилейской открыто почтить Своим пришествием, Сам ныне рабов Твоих (имя)
и (имя)
, которым Ты благоволил соединиться (друг с другом), в (мире и) единомыслии сохрани, священным их брак яви, непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои

Возгласно:
Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Диакон:
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Хор:
Господи, помилуй.

Дня сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Хор:
Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Хор:
Подай, Господи.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Хор:
Подай, Господи.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Хор:
Подай, Господи.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Хор:
Подай, Господи.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Хор:
Подай, Господи.

Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор:
Тебе, Господи.

Священник возглашает:
И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать.

Народ:
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:
Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Священник:
Мир всем!

Хор:
И духу твоему.

Диакон:
Главы ваши пред Господом преклоните!

Хор:
Тебе, Господи.

Также приносится общая чаша, и священник благословляет ее, произнося следующую молитву.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник:
Боже, все сотворивший силою Твоею, и утвердивший вселенную, и украсивший венец всего, Тобою сотворенного, и эту общую чашу подавая сочетавшимся ко общению брака, благослови благословением духовным.

Возгласно:
Ибо благословенно Твое имя, и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор:
Аминь.

Также священник, взяв общую чашу, преподает им трижды: сперва мужу, а потом жене, [и поет на глас 1

Чашу спасения приму и имя Господне призову.]

И тотчас священник берет их и трижды обводит вокруг аналоя, восприемник же сзади придерживает венцы. И поет священник или хор следующие тропари:

Глас 5

Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем.

Глас 7

Святые мученики, / прекрасно подвизавшиеся и увенчанные, / ходатайствуйте пред Господом / о помиловании душ наших.

Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, мучеников радость, / тех
, чья проповедь / — Троица единосущная.

Затем священник приподнимает венец жениха и говорит:

Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и умножься, как Иаков, шествуя в мире и исполняя в правде заповеди Божии.

И, приподнимая венец невесты, говорит:

И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и возвеселись, как Ревекка, и умножься, как Рахиль, веселясь о своем муже, храня пределы закона: ибо так благоволил Бог.

Диакон:
Господу помолимся.

Хор:
Господи, помилуй.

Священник молитву:
Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший! Благослови этих рабов Твоих, по Твоему промыслу соединившихся ко общению брака: благослови их при
входе и выходе их
, умножь все
блага в жизни их, прими венцы их [Здесь священник снимает венцы с голов новобрачных]
в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих
козней соблюдая их
во веки веков.

Хор:
Аминь.

Священник:
Мир всем.

Хор:
И духу твоему.

Диакон:
Главы ваши пред Господом приклоните.

Хор:
Тебе, Господи.

И молится священник:
Отец, Сын, и Святой Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, единое Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долголетие, счастье в детях, успех в жизни и вере, и да исполнит вас всех благ на земле, и да удостоит вас вкусить и обещанных будущих
благ, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, аминь.

Затем
все

подходят и поздравляют их; и после взаимного целования и священник произносит отпуст.

Диакон:
Премудрость!

[Священник:
Пресвятая Богородица, спаси нас!]

Хор:
Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.

Священник:
Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Хор:
Слава, и ныне: Господи, помилуй (3)
Благослови.

Священник говорит отпуст:
В Кане Галилейской Своим присутствием брак священным объявивший, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых Богом венчанных царей и равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.

Хор:
Аминь.

Следующая глава

Какие молитвы нужно знать и читать перед венчанием канонические препятствия

Церковно-канонические препятствия к венчанию

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается

• В течение всех четырех многодневных постов;

• Во время Сырной седмицы (масленицы);

• На Светлой (Пасхальной) Седмице;

• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

• Накануне двунадесятых праздников;

• По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

• 10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

Во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Чинопоследование таинства венчания

Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Суеверия связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелие «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Последование о второбрачных венчаниях

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность Друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).

Email рассылка
Telegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

  • Молитва оглашенных в Православии
  • Крещение в Православии
  • Поведение в православном храме
  • Православные свечи
  • Нательный крестик какие молитвы читать кто обычно носит
Ссылка на основную публикацию